Талант – по умолчанию

«Дирижирует оркестром народный артист Кабардино-Балкарской Республики Руслан Спиваков!»

Есть имена, давно перешагнувшие границы «ведомственной» славы и ставшие визитной карточкой своей родины. Можно не знать, в какой области прославили себя Андрей Сахаров или Леонид Рошаль, Майя Плисецкая или Галина Вишневская, но всем известно, что это великие люди, упрочившие авторитет России во всём мире.

«Дирижирует оркестром народный артист Кабардино-Балкарской Республики Руслан Спиваков!»

К этой славной плеяде смело можно причислить Владимира Спивакова и его коллектив «Виртуозы Москвы».

На их концерты ходят так же, как в Третьяковку, в Большой или в Эрмитаж: не потому или не только потому, что любишь искусство, а потому что это хороший тон, знак принадлежности к элите. К счастью, уникальные музыканты оркестра Спивакова работают не для светских тусовщиков всего мира, а для истинных ценителей прекрасного. Лучшее свидетельство тому – гастрольный тур по России, который проводят сейчас «Виртуозы Москвы».

Увидев по ТВ рекламу концерта, я, ещё не веря своему счастью, бросилась к телефону и принялась названивать в билетную кассу. На мой вопрос, есть ли билеты на Спивакова, кассирша помолчала, затем удивлённо переспросила:

– На кого?

– На Спивакова, – ответила я уже менее уверенно. Может, я и вправду что-то не поняла, и никакого концерта не будет?

Кассирша долго шепталась с кем-то, потом недовольным тоном спросила:

– Это на «Виртуозов Москвы», что ли?

– Да, на «Виртуозов»!

– Ну так бы и говорили!

– А я так и говорю! – теперь пришла моя очередь удивляться. Мне всегда казалось, что «Виртуозы» и Спиваков – как партия и Ленин: близнецы-братья. Оказывается, не для всех… К сожалению, в их числе не только кассирши-недоучки: всё лето огромный рекламный щит перед Домом печати украшали портреты Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова, а маэстро Спивакова такой чести почему-то не удостоили. Хотя к всемирной славе музыканта баннер в провинциальном городке уже ничего не прибавит и не убавит…

В зале было замечено немало VIP-персон, и даже Мухадин Кишев с супругой, проживающий, как известно, в Испании. Вряд ли они прикатили ради концерта из-за Пиренеев; скорее всего, это было счастливое совпадение. Действительно счастливое: в Москве на концерт «Виртуозов» так просто не попасть.

Прибыл на концерт Арсен Каноков, и не один, а с супругой и младшими детьми. Приятно, что наш лидер подаёт хороший пример другим родителям: несмотря на занятость, заботится не только о физическом, но и о нравственном развитии своих детей. Присутствие на мероприятии руководителей такого ранга предполагает официальную часть, но концерт начался без всяких предисловий. В роли ведущего выступил молодой солист Музыкального театра Рустам Абаноков, который недавно блеснул (не побоюсь этого слова) в премьере «Иоланты».

Торжественная часть всё же состоялась – в антракте между отделениями. На сцену вышли Арсен Каноков и министр культуры Руслан Фиров. В небольшом приветственном слове Арсен Баширович поблагодарил дорогих гостей за внимание к нашему городу и региону. Его слова прозвучали очень искренне, тепло и не без волнения. В заключение Арсен Баширович объявил о присвоении Владимиру Спивакову звания народного артиста КБР. По залу пролетел лёгкий смешок: и в самом деле, ну что для великого музыканта, увенчанного многочисленными регалиями наивысшего достоинства, звание народного артиста маленькой республики? Но Арсен Каноков вышел из ситуации с честью: он заметил, что если где-нибудь когда-нибудь прозвучит, что Владимир Спиваков среди прочего ещё и народный артист КБР, это будет особым почётом не для него, а для нас. В ответ на такое дипломатичное замечание зал разразился шквалом аплодисментов.

Прикалывая почётный знак к пиджаку маэстро, Арсен Баширович от волнения уронил его. Зрители сочувственно охнули и снова рассмеялись, но уже по-доброму. И словно по мановению волшебной палочки атмосфера в зале разрядилась, сделалась тёплой, дружественной, почти родственной. Руслан Фиров отпустил подходящую шутку, знак благополучно пришпилили к лацкану, и маэстро, демонстрируя награду, раскланялся. Такие незапланированные накладки способны растопить холодок официоза лучше любых пафосных слов, как и произошло в этом случае. А в начале второго отделения атмосферу дружелюбия и веселья удачно поддержал ведущий, который провозгласил почти левитановским голосом:

– Дирижирует оркестром народный артист Кабардино-Балкарской Республики Руслан Спиваков!

Но всё это лишь предисловие, хотя и довольно пространное. Пора перейти к концерту. И тут я теряюсь: говорить о творчестве этого уникального коллектива иначе, чем в превосходных степенях, было бы с моей стороны непозволительной дерзостью. Поэтому обещаю восхищаться, хвалить и превозносить.

В первом отделении прозвучало три больших инструментальных сочинения: дивертисмент фа-мажор Моцарта, соната №3 Джоаккино Россини и симфония ре-минор Луиджи Боккерини. Разбор этих произведений вне зоны моей компетенции и задачи. Анализ их давно сделали профессиональные музыковеды, и мне остаётся судить только на уровне «нравится – не нравится». Отдав дань глубокого уважения Моцарту и Боккерини, признаюсь, что соната Россини привела меня в полный восторг. Возможно, мне показалось, но в первой части я отчётливо услышала кокетливые интонации Розины (помните её знаменитую арию из «Севильского цирюльника»?). А во второй, медленной части зазвучали трагические аккорды, навевающие воспоминания об увертюре из «Сороки-воровки» (обе оперы принадлежат перу Россини).

Слушая великолепное исполнение, я вспомнила другой струнный коллектив – ансамбль скрипачей Большого театра. Меломаны старшего поколения наверняка помнят его. Визиткой ансамбля была строгая, академичная манера исполнения. Оркестр «Виртуозы Москвы» тяготеет к другому стилю – более блестящему, я бы даже сказала – салонному. И всё же если бы мне предложили охарактеризовать манеру исполнения «Виртуозов» одним словом, это слово было бы – «благородство». Благородство звучания зал ощутил с первых же аккордов, и это ощущение не покидало нас до конца вечера.

Во втором отделении, открывшемся небольшой пьесой Моцарта, преобладала вокальная музыка. И я вновь теряюсь: так уж сложилось, что в нашей местечковой прессе отзыв о концерте должен быть только комплиментарным. Отрицательные оценки не только не приветствуются, их попросту не бывает. Поэтому прошу у читателей прощения и всё же позволю себе немного критики.

С вокальными сочинениями выступили юная солистка Большого театра Алина Яровая и такой же молодой тенор Алексей Неклюдов. Они пошли по проторённому пути и выбрали для концерта произведения чрезвычайно популярные, если не сказать – «запетые». Алина Яровая исполнила две арии из опер Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» и «Богема». Алексей Неклюдов спел несколько итальянских песен – Э. Куртиса «Не забывай меня», Ч. Биксио «Говори мне о любви» и мега-популярные «Влюблённый солдат» Э. Каннио и «На качелях» («Фуникули-фуникуля») Л. Денца. С одной стороны такой выбор оправдан: публика всегда охотно откликается на знакомые и любимые мелодии. Но с молодыми вокалистами он сыграл недобрую шутку: у зала было с чем сравнивать. И сравнение было не в пользу молодых гастролёров. Особенно это касается Алексея Неклюдова. Редкий певец не включает в свой репертуар итальянские песни, достаточно назвать имена Лучано Паваротти или Муслима Магомаева. Думаю, комментарии излишни.

Мне могут возразить: Магомаев и Паваротти тоже не всегда были звёздами мировой величины, мастерство приходит с годами. Согласна. Но если артист берёт на себя ответственность петь под аккомпанемент такого оркестра, как «Виртуозы», исполнение должно быть безукоризненным. Или хотя бы отличаться оригинальной трактовкой, необычным подходом к знакомому произведению. Здесь я не услышала ни того, ни другого. Алина, несмотря на молодость, является солисткой Большого театра. Такой статус дорогого стоит. Но, слушая певицу, я ощущала, что пока не она управляет своим голосом, а голос управляет ею. И если честно, мне показалось, что молодые солистки нашего Музтеатра могли бы составить столичной приме достойную конкуренцию.

После сольных выступлений Алина и Алексей исполнили два дуэта из «Травиаты» Джузеппе Верди, один из которых – такая же мега-популярная «Заздравная». Музыка Верди прекрасна, но я со стыдом поймала себя на мысли: «Хватит пения, пусть ещё сыграет оркестр!». Владимир Теодорович был предельно любезен, внимателен, я бы даже сказала – по-отечески добр к молодым солистам. Пройдут годы, и они будут хвастать, что в самом начале карьеры им выпало редкое счастье петь в сопровождении самих «Виртуозов Москвы». А я, рискуя заработать репутацию грубого и бестактного человека, скажу: предлагать оркестру такого уровня аккомпанировать пусть одарённым, но всё-таки начинающим певцам – всё равно что колоть орехи гербовой печатью.

Ближе к финалу концерта маэстро сделал ещё один галантный жест – теперь в сторону нашего именитого земляка Юрия Темирканова. Поздравив своего собрата по цеху с приближающимся юбилеем, он объявил, что следующую пьесу – «Гимн красоте» современного австрийского композитора Фридриха Гульды – музыканты посвящают Юрию Хатуевичу. Кстати, в следующем году Владимир Спиваков также будет отмечать юбилей.

Перед последним номером программы Владимир Теодорович обратился к залу. Он поблагодарил публику за тёплый приём и любовь к высокому искусству музыки, руководство республики – за оказанное ему и оркестрантам уважение, пожелал народу Кабардино-Балкарии мира и благоденствия. И объявил, что последнюю пьесу концерта – «Либер танго» Астора Пьяццоллы – оркестр исполнит в честь наших прекрасных женщин.

Если до этого момента в зале и оставались скептики и равнодушные (не могу себе это представить!), то танго свело с ума всех. В первые секунды мне показалось, что без бандонеона эта музыка звучать не может, не должна. Но вскоре поняла, что ошиблась: скрипке под силу абсолютно всё! Оркестровка для струнного состава оказалась потрясающе удачной. Астора Пьяццоллу по праву называют королём танго, а исполнители передали его гениальный замысел с подлинным блеском. Казалось, от обжигающего накала страсти скрипки вот-вот взорвутся под пальцами музыкантов! В кульминационный момент певучие струны заскрипели жёсткими, скрежещущими диссонансами, застонали, зарыдали почти немузыкально, да это уже и не была музыка – это был горестный вопль страдающего сердца.

Да, под такую музыку танцевать нельзя, это было бы смертельно опасно. Ведь если тангерос поддадутся гипнозу страсти, переполняющей мелодию – а не поддаться ей невозможно, – дело могло бы кончиться, как в «Кармен». И зал действительно подчинился этой невероятной магии, но, к счастью, до кровопролития дело не дошло. А весь безудержный восторг, всё восхищение благодарные слушатели выразили в несмолкающих аплодисментах.

Глядя на раскланивающегося маэстро, я вдруг подумала: если бы Моцарт дожил до возраста Владимира Теодоровича, он, наверное, стал бы таким же. Остроумным и красноречивым, хотя главное его красноречие таится на кончике дирижёрской палочки (подаренной самим Леонардом Бернстайном!). Красивым, стройным и изящным, но в то же время скромным и естественным. Невероятно обаятельным, душевно щедрым и чутким. Об огромном музыкальном даровании я не говорю. Это редкостное, счастливое качество присуще маэстро по умолчанию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру