Сто шагов назад…

И кому нужна эта музыкальная мода?

Знали бы вы, гражданин Попов, сколь нужную вещь подарили человечеству?! Тут уже времена без мобильных телефонов с ужасом припоминаешь, а без радио, так вообще, душа холодеет. Утрированно, конечно, но разве что самую малость. Ведь, действительно, сейчас уже с трудом и неохотой вспоминаются годы информационно-технологического (точнее, технического) голода – когда черно-белые телевизоры, когда новости устами диктора Кириллова, когда Моргунова с планшетом перед экраном декламирует «программу передач» на завтра и, наконец, когда наиболее авторитетным, пускай не всегда достоверным и оперативным источником информации о том, «че в мире делается», были добродушные «соседки-скамеечницы».

И кому нужна эта музыкальная мода?

Не то, чтобы радио в тот период не существовало, отнюдь. Просто по масштабам актуальности и популярности из всех каналов СМИ не нашлось бы ни одного, который мог бы уверенно конкурировать с телевидением. Годы незадолго ДО и заблаговременно ПОСЛЕ «августовской революции 1991-го», период расцвета малиновых пиджаков и продовольственного дефицита в корне изменили отношение народа к средствам массовой информации.

Активно себя начинает проявлять пресса, выбрасывая на отечественный печатный рынок разного рода интересные и не очень издания. Тогда-то и происходит существенный скачок в развитии радио в нашей стране. На фм-диапазоне, как грибы после дождя, стали появляться все новые и новые коммерческие радиостанции. Если, к примеру, в 1990-х их было около 10-15 по всей стране, то на сегодняшний день в одной только Москве их насчитывается более 50.

Одним словом, в борьбе за лидерство среди аудитории телевидение, возможно, держится более стойко и твердо относительно всех остальных СМИ, но и радио уверенно набирает очки, наступая (а иногда и вовсе отдавливая) на пяточки своему теле-сопернику или конкурентам от периодики.

Вот, однажды, (следует подчеркнуть, что в тот же самый период, что и по всей стране) настоящий энтузиаст и новатор – Артур Иванов – осуществил в Кабардино-Балкарии фундаментальный технический подвиг – открыл первую радиостанцию, вещающую на фм-частоте. У жителей республики появилась возможность судить о радио не только по скучным в те времена, клонящим в сон передачам ГТРК КБР или развивать музыкальный вкус по звучащим на УКВ-диапазоне нафталиновым песням на кабардинском, балкарском и, в значительно меньшей степени, на русском языке. Благодаря, тогда еще, радио «Ностальжи», позже – «Серебряному дождю», «Авторадио» и «Европе плюс» люди смогли открыть для себя гораздо более широкие горизонты возможностей беспроводного радио-вещания.

Сегодня в Кабардино-Балкарии представлена шестерка наиболее рейтинговых радиостанций, правопреемником большей части из которых является компания «Арт-Медиа» («Русское Радио», «Юмор Фм», «Ретро Фм», «Дорожное радио»). Другие же две – «Авторадио» и «Европа плюс», появившиеся с начала 2000-х, вещают, благодаря «Студии-А».

Поскольку «своя рубаха ближе к телу», то логичней было бы ориентироваться не на общероссийские топ-листы популярности тех или иных средств массовой информации в сравнении друг с другом, а на тот уровень востребованности, предположим радио, в нашей республике на контрасте все с тем же телевидением. Понятное дело, почему именно с ним, ибо сегмент рынка у этих каналов СМИ практически идентичен. Было бы, как минимум, нецелесообразно сравнивать радио и печать, не смотря на то, что и то, и другое находится в едином поле повседневной новостной и аналитической информации и является в одинаковой степени средством ее донесения до аудитории. С таким же успехом можно сравнить космонавтику и авиацию, только потому, что и та, и другая имеют отношение к неземному (или не наземному) пространству.

Так вот, в КБР радио и ТВ находятся в состоянии хронической конкуренции, (естественно, в расчет берется только местное вещание).

В этой ситуации логично предположить, что у первого позиции несколько более прочные, чем у второго, потому как, вряд ли, на местном телевидении найдется хотя бы одна программа, которая способна была бы по степени популярности соперничать с «Презентом» или «Столом заказов» местного формата?!

Хотя, СТОП! «Как это не найдется?» – воскликнет «биштодзыбовское» фанатское сообщество, ОНО же «форт-мажорова партия активистов. Мол, вы, вообще, соображаете, с кем пытаетесь аудиторией мериться, отчаянные? Понадобятся, действительно, железные, беспроигрышные аргументы. Подумаешь, выходите два раза в день, лимитировано по одному часу и народ не раздражаете безразмерными эфирами, напичканными от силы пятью песнями, которые в течение одной программы повторяются невообразимое количество раз. Или ведущие ваши – нехарактерно для республики без акцента и ДАЖЕ грамотно разговаривающие – аж бесит!!! И кому нужна эта музыкальная мода? Кому интересно, что в ваших эфирах можно услышать новинки отечественной и мировой музыкальной индустрии или, наоборот, хиты давно из ротации исчезнувшие, но в сознании основательно закрепившиеся? Берите пример, салаги, – растягиваете время до двух, а то и трех часов, выбираете четверых-пятерых именинников и всю передачу посвящаете им, передавая поздравления от дедушки, бабушки и так далее (а там доберетесь и до внучки, и до Жучки). К большому сожалению, радиовещание не предусматривает телевизионной трансляции, соответственно, вы очень многое теряете, не имея возможности размещать фото виновников торжества. Это еще один безапелляционный козырь!

«О, да, здесь явно не поспоришь», – чинно парируют «радийщики». И могут себе это позволить! Ибо, при всем необъяснимом феномене телепередачки на «…канале из 3-х букв», у радио всегда найдется достойный аргумент в собственную защиту (который и является извечным «объектом» борьбы с непримиримым теле-соперником), в частности, наибольший охват аудитории. Вы, «Ф.М», как ни крутитесь, но все ж в FM-ы (радийные) не годитесь. Радио окружает нас везде – в общественном или личном…транспорте (а иногда там, где многие и подумали – в клозете); в салонах красоты или сотовой связи, торговых комплексах или газетных киосках; в ресторанах или закусочных у дороги. И чем выше будет качество принимаемого сигнала, тем шире будет становиться круг слушающих радио. К тому же, с модой на спутниковое телевидение (чьи обороты растут, в том числе и от нежелания смотреть республиканское ТВ), местным телевещателям особо не позавидуешь.

 

Слушатель (он же зритель), за тебя разворачиваются нешуточные «информационно-трансляционные войны», хотя, в большинстве своем, бессмысленные. И лишены они смысла в масштабах одной маленькой Кабардино-Балкарской Республики потому, что общество уже давно поделилось на две категории – ПРО и АНТИфо..м.ж.рщиков (есть, безусловно, те, что «и нашим, и вашим», но они в значительном меньшинстве). И, к слову сказать (в продолжение темы теле- и радиопротивостояния), одно не исключает другого – радиослушатель необязательно должен быть ярым противником ТВ и его, пускай, иногда не самого качественного продукта. Ровно так же, как и постоянному зрителю никто не запретит перебирать фм-частоты, получая удовольствие от прослушивания радиостанции.

Кстати, многие из тех, кто частенько слушает радио, а конкретно, местные радиопрограммы, наверняка по-настоящему «наслаждаются» более чем забавными короткими моноспектаклями от некоторых слушателей. Разве не веселят «приветы для начала вам», потом друзьям и близким, «…которые сидят рядом» и, наконец, девиз «всем тем, кто меня узнал…»? Особенно смешно, когда последнюю фразу люди не произносят в прямом эфире, а пишут в SMS-сообщениях или электронных письмах. Как вас идентифицировать, друзья, по компьютерному шрифту («…эй, братан, разве ты не узнал меня по Times New Roman или Arial Black»)???

Если призадуматься, то культуру общения, которая формируется в современном кабардино-балкарском обществе, легко проследить и по манере, подаче ведения диалога местными радиослушателями. Нередко имеют место быть мат и нецензурная брань в прямом эфире, а чтобы определить степень алкогольного или наркотического опьянения некоторых дозвонившихся, иногда вовсе нет необходимости дышать в трубочку или сдавать анализ крови, достаточно услышать первое «алло». На все это ди-джеи стараются сохранять хладнокровность и самообладание, и кто его знает, каких им это стоит усилий.

Но иногда, кстати, и с матерыми случаются приступы, правда, приступы смеха. К примеру, в один из эфиров дозвонился парень – сотрудник одного из охранных агентств, долго передавал приветы, половина монолога была не ясна, потому как говорил слушатель с очень колоритным акцентом, для связки слов употребляя родную кабардинскую лексику. В завершении по традиции озвучил музыкальное пожелание: «…и поставьте, пожалуйста, песню про Одессу». Ведущая очень долго пыталась прояснить ситуацию с заявкой, предлагала варианты, но все не то. «Я у вас на радио слышал песню про Одессу», – продолжал настаивать артистичный слушатель.

После продолжительных разъяснений, парень предложил напеть. На деле оказалось, что интересовала его очень популярная на тот момент англоязычная песня, в припеве которой пелось: «…you say digi digi digi digi ya they say oh». При быстром исполнении текста, наложенного на музыку, не отягощенному лингвистикой уху действительно могло показаться, что это песня про ту самую «…жемчужину у моря». Невольно вспоминается анекдот: «Здравствуйте! Поставьте, пожалуйста, песню Валерия Меладзе про Стошу Говнозада» – ???!!! Что это еще за песня такая у Меладзе? Может, напоете? – Ну, как же?! «СтоШаговНазад тихо на пальцах, лети, моя душа, не оставайся…».

Практически каждый эфир – это маленький анекдот из жизни, который даже придумывать не приходится. И ведь мало кто, дозваниваясь, вспомнит старую поговорку: слово – не воробей!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру