В ней декларируются принципы «уважения и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация признает то, что люди различаются по внешнему виду, положению в обществе, речи, но при этом имеют полное право жить в мире и сохранять свойственные только им черты.
За прошедшие с 16 ноября 1995 года 16 лет просто диву даешься, насколько мир стал терпимее. Особую толерантность ко всему остальному многообразию проявляют, конечно же, США, которые очень далеко шагнули от хижины дяди Тома до белого барака для Обамы. Американцы стали настолько толерантны, что даже изъяли из библиотек написанную в 1869 году книгу «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, в которой неполиткорректный автор называет афроамериканцев неграми. Но до Владимира Маяковского, написавшего «Да будь я хоть негром преклонных годов…» они, видимо, не добрались, как и до фильма «Брат-2», в котором варили гудзонских раков, что однако не помешало Америке толерантно предать анафеме ЮНЕСКО за принятие в свои культурные ряды Палестины.
Это мне напомнило анекдот. Едут два толерантных по отношению друг к другу мужика в поезде и в процессе распития спиртных напитков ведут разговор о политике.
Один из них говорит:
– Во всем, что происходит в мире, виноваты евреи.
На что старый еврей, тихо сидящий в углу вагона, добавляет:
– И велосипедисты.
– А при чем здесь велосипедисты? – в один голос вопрошает половина вагона.
– А евреи при чем? – по-одесски отвечает вопросом на вопрос старик.
Евреи, естественно, ни при чем, хотя израильские велосипедисты полностью поддержали США морально и материально, отказав ЮНЕСКО в финансировании, и еще лет сорок будут водить палестинцев по нескончаемой пустыне переговоров, ведя очень терпимые беседы.
На самом-то деле членство в ЮНЕСКО Палестине ничего не дает в политическом плане, но Америке надо показать, кто в доме толерантный хозяин, а кто всегда автономен, как птица в полете над Сионом.
То ли дело Россия! Здесь настолько все терпимы друг к другу, что даже есть не могут. Особенно в последнее время наша страна толерантна к таджикам, которых после суда над российским летчиком пачками высылают из страны за нелегальное пребывание в ней. Как будто до суда над пилотами гастарбайтеры окучивали Москву и ее окрестности легально.
Шалит Саакашвили – сразу же «Киндзмараули» и «Боржоми» из толерантных напитков превращаются в ядовито-нетерпимые. Удивительно, что после некоторых выкрутасов Украины и Белоруссии в России еще не запретили сало, борщ и картошку. По-прежнему без пристального терпеливого внимания не остаются и лица моей национальности, время от времени подбадриваемые лозунгами эротического содержания, которые звучат на маршах и которые можно толерантно перевести как «иметь Кавказ».
Мы, конечно, в большинстве народ темпераментный, но извращений и инцеста не приемлем. В частности, популярный слоган «Хватит кормить Кавказ!» в стране, где большинство регионов толерантно дотационны и припали к кормушке, воспринимаем как провокацию.
Отними Кавказ от могучей груди России, и сразу – застой молока, которое не прочь сцеживать китайцы и другие лица восточной национальности. У Турции хотя и грудь поменьше, но она готова подставить ее охочим к халяве кавказским губам. Вон даже Грузия с первым размером разрешила нам пользоваться безвизовым режимом, хотя у них тоже иногда перебои с питанием.
Избирательная какая-то толерантность получается. И возлюбить ближнего своего по-прежнему сложнее, чем пальнуть в него из травматического пистолета. Разные мы все. И до всеобщей любви еще ох как далеко! Надо хотя бы пытаться терпеть друг друга. Бог терпел и нам велел. Хватило бы только терпила.