Кенженские амазонки

Какими они были - женщины, забывшие о своем природном предназначении, несущие не жизнь, а смерть?

…Хотим мы этого или нет, но тысячелетия придали слову «амазонка» весьма романтический оттенок: теперь удостоившаяся этого определения не столько воительница – грубая, бессердечная и жестокая, а в большей степени любовница – утонченная, изысканная, отчаянно-раскованная. И эта понятийная трансформация вполне объяснима – эмансипация превратила женщину в ту, кем она и задумана была Создателем изначально: не товарищем, соратником, работницей, а подругой, утешительницей, дарительницей удовольствия и продолжательницей жизни.

Какими они были - женщины, забывшие о своем природном предназначении, несущие не жизнь, а смерть?

Красавица или чудовище?

Впрочем, а как же римские мраморные копии с греческих оригиналов Фидия, Поликлета, Красилая, сцены битв на гробнице Мавзола (того самого, от имени которого образовалось слово «мавзолей») и на Парфеноне, спросит кто-нибудь из знатоков мифологии. Да, они весьма привлекательны даже сегодня, но отображают не внешний вид амазонок как таковых, а опоэтизированное представление скульпторов о том, как они могли выглядеть. Действительность же была куда прозаичнее: при появлении амазонок не песню любви запевали, а уносили ноги куда подальше. Да и как было поступить иначе при виде несущегося на тебя всадника-воина, пусть и в женском обличье, но косматого – развевающиеся волосы доходили до крупа лошади; с разверстым в визгливом крике ртом, придающим лицу обезображивающее до животного облика выражение; с обнаженными мускулистыми и черными от горючего южного солнца руками, в одной из которых сверкало не знающее пощады смертельное оружие – ослепляющее и обагряющее…

Такой она была, подлинная амазонка – женщина, забывшая о своем природном предназначении, несущая не жизнь, а смерть.

Слово древним грекам

Если разобраться, по большому счету доподлинно нам так ничего и неизвестно об амазонках – были ли они на самом деле, где располагались их владения, что случилось с ними впоследствии? Общепринято считать, что племя женщин-воительниц получило свое имя, вероятнее всего, от названия обычая выжигать у девочек правую грудь для более удобного владения оружием. В определенное время года амазонки вступали в физиологическое общение с мужчинами, а родив, оставляли в племени только девочек; мальчиков же убивали или, по другим источникам, отдавали воспитывать на сторону. Вооружены были луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляли шлемы и одежду.

В многочисленных трудах античных авторов, в том числе Гомера, Эсхила, Плутарха, Вергилия, Еврипида, встречаются упоминания о битвах и деяниях амазонок. У Геродота, Гиппократа, Лисия, Диодора Сицилийского уточняется и место их обитания: с одной стороны, на реке Фермодонт у города Фемискира (ныне территория Турции), с другой – в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Вот этот ориентир – предгорья Кавказа – мы и положим в основу нашего рассказа.

Обратимся к знаменитой «Географии» древнегреческого ученого Страбона: «Метродор Скепсийский и Гипсикрат утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами, в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими. Все свое время амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы – такие, как пахота, садоводство, уход за скотом, и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии, и прежде всего при метании копья. У них в ходу также лук, боевой топор и легкий щит; из шкур зверей они изготовляют шлемы, плащи и пояса. Весной у амазонок есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю, и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения. Сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского пола приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его, по неведению, своим сыном.

Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Майотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и принялись воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест). Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».

Итак, Страбон, сообщив, что река, впадающая в Меотиду (Азовское море), разделяет амазонок и жителей Кавказа, определяет место их обитания. Все это наши места – Северный Кавказ, а время «начала начал «Амазонии» – XIII век до новой эры». Так считает исследователь Эдуард Якубовский.

Воспоминания миссионера

Впрочем, наиболее полный свод сведений об амазонках составил выдающийся советский этнограф М. Косвен, к трудам которого, а также к весьма любопытной публикации А. Цагарели «Амазонки на Кавказе» (Кавказ. 1870. №146) мы и отсылаем всех интересующихся этой темой. Сами же обратимся к более поздним источникам – трудам европейских авторов, воспроизведенным нами в приложении к книге «Кабардино-Балкария: жемчужина Кавказа».

Так, католический миссионер Арканджело Ламберти, находившийся в 1630-1650-х годах в Мингрелии с целью распространения католичества, в труде «Описание Колхиды» сообщает: «…в Кавказских горах в сторону Каспийского моря географы помещают амазонок, про которых утверждают, что хотя это были и женщины, но они были очень храбры на войне. Уже Плутарх в «Жизни Помпея» отметил: когда Помпей преследовал бежавшего Митридата, то ему в Кавказских горах сопротивлялись, в числе других варваров, и амазонки. Всех этих варваров Помпей победил, покорил и множество убил. В числе убитых долго искали амазонок, но ни одной мертвой амазонки не нашли, хотя признаков их присутствия было много. За верность этого факта я не ручаюсь, но не подлежит сомнению, что до сих пор некоторые следы древних амазонок сохранились в этой стране, хотя не в первоначальном виде. И действительно, когда я жил в Колхиде, пришло к владетелю известие, что какие-то народы в большом числе выступили из своей родной страны и образовали три войска; самое большое войско пошло на Московское царство, а другие направились на Кавказ, чтобы напасть на сванов и карачаевцев. Но со всех этих мест они были отброшены назад с большим уроном, и когда тамошние жители раздели убитых, то в их числе они нашли много женщин.

В подтверждение этого Дадиану как раз принесли оттуда несколько штук оружия, которое носили эти женщины. Оно доставило владетелю весьма большое удовольствие, и у него возникло сильное желание, чтобы хоть одна из этих женщин попалась в его руки. Поэтому владетель обещал большие подарки сванам и карачаевцам, если в случае вторичного нападения одну из них они поймают и живой приведут к нему: уж очень сильно он желал увидеть, как это женщина сражается с его подданными.

Оружие, которое принесли владетелю, было очень красивым и сделано с изысканным изяществом женских рук. Каска была почти такая, какую носят наши кавалеристы; латы на груди, на спине и на руках состоят из тонких и плоских железных кусков наподобие чешуйчатого панциря, который легко можно надеть. К панцирю внизу приделано что-то вроде юбки, которая достигает до колен; она шерстяная, наподобие нашей саржи, но такая ярко-красная, что похожа на самую тонкую порфиру. Обувь была удивительна по виду и по крою; верхняя часть всецело была покрыта крохотными кусками белой меди, величиною не больше булавочной головки. Пуговки эти с внутренней стороны имеют отверстия и нанизаны на тонкие, но крепкие тесемки из козьей шерсти, которые внутри удивительно красиво и с большим мастерством переплетены между собою. Стрелы у них очень длинны, почти в четыре пяди в длину, и позолочены с начала до конца. Они из лучшей стали, но не заострены, как обыкновенная стрела, а плоски и отточены, как скальпель. Ширина кончика иной раз равняется ширине одного пальца; другой раз еще больше, в три или четыре пальца. Вот все, что в этой стране я видел и слышал про этих воинственных женщин, которые, как мне передавали, обыкновенно воюют с татарами, называемыми калмуками».

Кавказ – родина амазонок?

Своеобразным дополнением к рассказу Ламберти служат заметки саксонца Якоба Рейнеггса. Этот путешественник, настоящее имя которого Кристиан Рудольф Элих, в 1781-1783 годах по заданию российского правительства совершил пять экспедиций по Кавказу. В его двухтомном сочинении «Всеобщее историческое и топографическое описание Кавказа», изданном на немецком языке, в частности, рассказывается о миграции древних черкесов, которые населяли берега Черного моря и «часто воевали с эммечами (имеретинцами). То были женщины, которые владели тогда нынешними черкесскими и сванскими горами и всей равниной до Ахло-Кабака. Они не допускали к себе мужчин, но, полные воинственной доблести, принимали к себе каждую женщину, которая изъявляла желание принять участие в их вторжениях в чужие земли и имела доступ в их героическое общество.

Наконец после долгих войн, проходивших с переменным успехом, обе армии встретились для решительного сражения. Неожиданно предводительница эммечей, известная как выдающаяся прорицательница, предложила тайную встречу Тульму, командиру черкесов, который также обладал даром предвидения. Немедленно была разбита палатка в поле между двумя армиями, и пророк уединился в ней с пророчицей. Спустя несколько часов предводительница эммечей вышла и объявила своему войску, что она, убежденная пророчествами Тульма, принимает их и признает как собственные пророчества; она берет себе пророка в качестве мужа, и отныне вражда должна быть прекращена, и что обе армии должны последовать примеру своих вождей. Так и сделали. Женщины немедленно положили конец войне и приняли черкесов в качестве своих мужей, которые, довольные своими новыми женами, были увлечены ими в места нынешнего их проживания».

И еще одна цитата, которая нам видится наиболее уместной, так как не только дополняет две предыдущие, но и привносит в тему конкретный географический колорит. Так вот, Джордж Эллис, сотрудник английского посольства в Москве, автор «Записки к карте стран, расположенных между Черным и Каспийским морями, с перечислением кавказских народов и словарей их языков», вышедшей в Лондоне в 1788 году, сообщал: «Предшествующее описание свободолюбивого нрава черкесов, их образа жизни и обычаев в равной мере относится ко всем горцам Кавказа так же, как, наверное, и ко всем остальным нецивилизованным народам на земле. Нам представляются необычными лишь два обычая. Во-первых, запрет мужчинам под страхом публичного позора видеться и разговаривать на людях с женой, вследствие чего супруги как бы делятся на разные классы. Во-вторых, обычай забирать мальчиков у отцов и поручать их воспитание чужим людям. Девочек воспитывают только матери. Трудно сказать, у кого были переняты эти странные обычаи. Если предположить, что они существовали на Кавказе уже в древности, тогда можно даже попытаться объяснить и существование сказочных амазонок и гаргаренов, которые, по мнению древних географов, жили на землях, сейчас заселенных черкесами».
(Продолжение следует)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру