Иной раз такое прочитаешь, что диву даешься, как причудливо автор по-своему те или иные исторические факты понимает. Но это отдельная тема разговора. У нас вот даже и праздник Первомая столько раз переименовывали, что мы уже запутались, как он теперь называется и праздник ли это вообще? Но главное – знаем, что это хорошее время, чтобы на природе сочные шашлыки пожарить.
Российские телеканалы, улавливая духовные потребности населения страны, стали наперегонки включать программы по истории Отечества. И одним из главных телеисториков страны в последнее время стал Николай Сванидзе. Не знаю, сам ли он себя на эту должность назначил или кто-то решил, что он для такой роли подходит. Раньше он на «Пятом канале», а потом на канале «Россия» с Сергеем Кургиняном ругался, друг друга они при этом редко слышали. Из-за чего программы иногда напоминали те, что на «Первом» Андрей Малахов ведет по вечерам, всю бытовую чернуху на свет божий извлекая. Сейчас Сванидзе в программе «Исторический процесс» пикируется с Дмитрием Киселевым, хотя непримиримыми оппонентами их назвать трудно. С Кургиняном они как-то веселей ругались. Но только вот к высказываниям Сванидзе об истории с очень умным видом я с некоторых пор отношусь весьма критически.
Любил я раньше радиоканал «Маяк». Включал его по утрам, настраиваясь на рабочий день. Динамичные новостные блоки, со вкусом подобранная музыка, грамотная (что сейчас редкость) речь дикторов и ведущих программ. «Маяк» хорошо освещал спорт.
Но, очевидно, руководство канала решило, что прежний формат устарел, и теперь на «Маяк» пришла новая команда. И превратился он в один из многих «попсово-развлекательных» каналов. Теперь с утра до вечера там пустопорожняя болтовня ведущих, занятых в прямом эфире самолюбованием и самовозвеличиванием. Сплошное хихиканье «девочек» и гоготанье «мальчиков». При этом ведущие, которым надо заполнять эфирное время, порой такое брякнут, что сразу возникает вопрос об уровне их интеллекта. Например, одна «сверхновая звезда» радиожурналистики Сергей Стиллавин назвал как-то Святослава Рихтера исследователем кнопок, потому что тот был знаменитым пианистом. Под кнопками, очевидно, имелись в виду клавиши. Когда он чего-либо не понимает, начинает громко хохотать. А так как в силу своей дремучести не понимает он многого, «гоготанья» в программе «Стиллавин и его друзья» выше крыши.
И вот как-то довелось услышать (пока чай на кухне наливал) фрагмент передачи Дмитрия Глуховского и Кати Гордон под рубрикой «Урок истории». Это было еще до того, как Катя Гордон в прямом эфире с Ксюшей Собчак (нашим новоявленным политиком) поругалась, и ее с «Маяка» убрали. В гостях был Николай Сванидзе, который себя позиционирует в последнее время даже не столько журналистом, сколько историком. Передача была посвящена Ивану Грозному и особенностям его непростого нрава. Людей в то время публично казнили и пытали, в котлах живьем варили (Катя Гордон не преминула спросить, хорошо ли проваривались). Характер у Иоанна IV и впрямь был не подарок. Но тут Сванидзе перешел к его женам, и я задержался на кухне, услышав, что он рассказывает о Марии Темрюковне, второй жене Иоанна Васильевича. Сванидзе поведал радиослушателям, что Мария ТемрюкОвна (именно так, с ударением на третьем слоге) была дочерью черкесского князя Темрюка и «день бракосочетания ее с Иваном Грозным до сих пор в Кабардино-Черкесии» (цитирую дословно) отмечается как праздник.
Любопытно, что историк и журналист, к тому же человек с кавказскими корнями, не знает, что нет такой республики – Кабардино-Черкесии. И что не день бракосочетания Марии Темрюковны и Ивана Грозного отмечают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а сам факт добровольного вхождения Кабарды и Черкесии в состав Российского государства.
Катя Гордон тогда, кстати, поинтересовалась дальнейшей судьбой Марии Темрюковны. Николай Сванидзе бодро, «со знанием дела» ответил: «В монастырь, в монастырь!». Как известно, Мария Темрюковна умерла в молодом возрасте при невыясненных обстоятельствах. Сам Иван Грозный подозревал, что ее отравили бояре из его ближнего окружения. Но в монастырь ее уж точно не ссылали. Так нужны ли такие «уроки истории» на общероссийском радиоканале?
После того как Николай Сванидзе посетил не так давно Нальчик и даже в нашем университете выступал, может, он теперь и знает, как правильно называется республика. Не уверен, правда, что ему рассказали, что Мария Темрюковна свои последние дни не в монастыре провела. Кто-то, может, скажет, что это мелочь – ну, запамятовал человек, с кем не бывает? Но ведь он, наверное, еще и готовился к той программе с таким педагогическим названием, обдумывал, что говорить будет. Вот с тех пор я как-то скептически стал относиться к глубоким познаниям Николая Сванидзе об истории России.
А радио «Маяк» жалко! Хороший был радиоканал, от других отличался, свое лицо имел. Когда-то там работал Юрий Визбор. Вот бы он сейчас удивился, если бы услышал, во что его превратили. А радиоприемник я давно на другую волну перенастроил...