Мурат Мизов: Надпись «Нальчик» на флаге порой удивляла

На завершившемся чемпионате Европы по футболу среди болельщиков российской сборной были и люди из Кабардино-Балкарии. А как же без них? Сразу после возвращения из Польши интервью «МК» в КБР» дал один из преданных болельщиков российской сборной, а также лидер фанатского движения «Красно-белые джигиты» Мурат Мизов

– Я вхожу в Совет болельщиков РФ при президенте России. Всероссийскому обществу болельщиков было выделено определенное количество путевок на ЕВРО-2012. Получил такую путевку и я. Министерство спорта и туризма вместе с РФПЛ оплачивало проживание, трансферт от Варшавы до Вроцлава, где наша сборная играла матч против чехов. Кстати, жилье в Варшаве во время чемпионата было очень дорогим для тех, кто самостоятельно поехал. Поэтому некоторые даже отправлялись в Берлин, Прагу, а оттуда приезжали на матчи. Я тоже посетил Берлин и Прагу, поездил по польским городам, пока был на чемпионате. Для нас специально организовывали экскурсии. Еще во время зимней встречи болельщиков с Владимиром Путиным я попросил помочь во время ЕВРО-2012 с транспортом, и нам предоставляли автобусы для поездок по польским городам.

На завершившемся чемпионате Европы по футболу среди болельщиков российской сборной были и люди из Кабардино-Балкарии. А как же без них? Сразу после возвращения из Польши интервью «МК» в КБР» дал один из преданных болельщиков российской сборной, а также лидер фанатского движения «Красно-белые джигиты» Мурат Мизов

– С тобой были земляки из Нальчика?

– Да, были парни родом из Нальчика, но сейчас они живут в Москве и Санкт-Петербурге. Мы там также объединились с другими болельщиками с Северного Кавказа – осетинами, чеченцами, дагестанцами. Мы, конечно, влились в общую массу российских болельщиков, но во время экскурсий, поездок по городам держались своеобразной северокавказской диаспорой. Наверное, менталитет у нас такой, мы лучше понимаем друг друга.

А вообще наших болельщиков было очень много, приехали представители всех клубов премьер-лиги. На матче с чехами наших было около двенадцати тысяч, к матчу с Польшей из России еще подъехали. Но многие на матч просто не попали, билеты достать не смогли, смотрели футбол в фан-зонах. Билеты на этот матч в ходе групповых турниров оказались самыми дорогими: с рук билет стоил до 800 евро.

– Понравилась ли тебе сама организация матчей чемпионата?

– На самих стадионах в общем-то все было отлично. Я считаю, организация была вполне достойная. То, что поля на некоторых польских стадионах подводили, – это уже другой вопрос. И то, что происходило порой за пределами спортивных площадок, – тоже. Но обеспечение порядка на стадионах было на уровне. Поразило большое количество волонтеров, работавших на матчах. Полицейских поначалу было минимальное количество по сравнению с волонтерами. А вот к матчу Россия – Польша как представляющему особенную опасность число полицейских было резко увеличено. Зарезервированные места для болельщиков из стран играющих команд были в основном за воротами, на центральных секторах их разделяли поляки. Но это сейчас общемировая практика.

В проходах на стадионы был строгий досмотр. Приходилось проходить тройной кордон. Нас – тех, кто ехал от Всероссийского общества болельщиков, – еще в Москве инструктировали, как себя вести, с чем мы можем столкнуться в Польше. На той встрече был Виталий Мутко, представители министерства обороны, ФСБ. Среди прочего нам сказали, что в Польше крайне негативно относятся к советской символике. А как вы знаете, многие российские болельщики активно ее используют, особенно цээсковские и динамовские фанаты. Польские волонтеры запрещали проносить красные флаги с серпом и молотом, напряженно относились к советским армейским фуражкам, шапкам. Заставляли сдавать эту атрибутику в специальные камеры хранения, после матчей выдавали обратно. На моих глазах одному парню запретили пронести монархический российский флаг. При этом мне, например, разрешили пронести наш зеленый адыгский флаг со звездами и перекрещенными стрелами. Может, они и не поняли, что это за флаг, но проблем не было.

Не разрешали проносить на трибуны зонты, крупногабаритные сумки, стеклянную посуду. Думаю, понятно, почему.

– Кстати, о флагах. Ты, Мурат, был замечен по центральному ТВ с российским триколором с надписью «Нальчик»…

– Этот флаг еще в Нальчике помог сделать мой друг Азрет Шиков, он специализируется на изготовлении спортивной атрибутики. Некоторые российские болельщики, когда видели надпись «Нальчик», очень удивлялись, спрашивали: «Что, вправду из Нальчика?». Для них, очевидно, было удивительно, что на Кавказе тоже болеют за сборную России. У некоторых почему-то такое отношение, как будто мы живем в разных государствах. А мы, конечно же, очень горячо поддерживали нашу сборную. Я, честно говоря, по-хорошему завидовал осетинам. Они привезли баннеры «Алан – Осетия с тобой!», «Алан – молодец!», на осетинском языке тоже были. А Дзагоев действительно красавец! Он был лучшим среди наших.

В целом, конечно, наша команда на чемпионате разочаровала. Мы все были просто уверены, что сборная России выйдет из группы. Особенно после победного матча с чехами. И потом – такой удар! Конечно, было очень обидно. Кое у кого даже слезы навернулись, особенно у девушек. Видимо, сказалась переоценка своих сил у наших футболистов. Хотели вполсилы греков переиграть, а потом уже не могли перестроиться. Когда наша команда выходила из отеля «Бристоль», футболистов закидали помидорами, яйцами. Только Алану Дзагоеву и аплодировали. А он к болельщикам подошел, за всю команду извинился.

– Не обойтись без вопроса об околофутбольных событиях до и после матча Россия – Польша.

– Этот матч проходил 12 июня, в День России – государственный праздник нашей страны. Поэтому мы обратились в мэрию Варшавы с разрешением провести марш болельщиков по улицам города. Тем самым как бы отметить праздник, а заодно воодушевить нашу команду. Разрешение было получено. Шествие проходило от музея Войска Польского до Национального стадиона в Варшаве. Того, что будут провокации, мы ожидали и даже не сомневались. Поэтому по краям шеренг места занимали крепкие ребята из числа тех фанатов, которые, может, не столько футбол приехали посмотреть, сколько поучаствовать в этих околофутбольных разборках. Во время самого марша польские фаны начали нападать группами, наши давали отпор. Налетали быстро, руки-ноги в ход шли сразу.

– Пардон, а куда же смотрели польские полицейские?

– Ну, они, конечно, обозначали вмешательство, но как-то не очень уж активно и с некоторым запозданием. Поэтому то тут, то там происходили стычки. Потом вмешивалась полиция. Задерживали и поляков, и наших.

– А были еще у кого-то такие особые отношения, как у русских и польских болельщиков во время чемпионата?

– Я знаю, что была драка за городом у польских и хорватских фанатов. Но это, как говорится, немного из другой оперы. В фанатской среде есть особые любители подраться: им не столько футбол нужен, сколько этот околофутбольный драйв. Так они заранее через Интернет «забили стрелку» друг другу. Такая же встреча «без галстуков» могла произойти где-нибудь за городом и у русских фанатов с польскими, но тут уже польские блюстители порядка проявили активность. Они просто задержали на некоторое время большинство известных им польских фанатских лидеров, кое-кого из наших. То есть ряды бойцов просто поредели, и битва не состоялась.

– Ну а если отбросить эти негативные моменты, общая атмосфера чемпионата понравилась?

– Да, конечно. Около стадионов были организованы большие фан-зоны. Те, кто не смог попасть на матч, смотрели футбол на больших экранах. В этих фан-зонах царила атмосфера дружелюбия, эксцессов не было. Фан-зоны были ограждены, там были отдельные секторы для семей, для женщин и детей. В гостиницах, где компактно проживали болельщики разных стран, организовывались национальные вечера. В гостинице «Громада», где мы жили, тоже проводили русский вечер: дискотека, концерт, национальные угощения. К нам приезжал комментатор Виктор Гусев – пивка попить, о футболе поговорить. Это еще до матча с греками. И, кстати, говорил, что в эйфорию впадать не надо – могут быть проблемы. О травмах у игроков говорил, о том, что нельзя недооценивать соперника. Ну как в воду глядел…

В общем, атмосфера на чемпионате была хорошая. Хотя без ложки дегтя не обходится. У нас произошел такой случай. Мы с нашими земляками договаривались встретиться в определенном месте – не все ведь в одной гостинице жили. Потом шли гулять по городу. Нашли как-то в Варшаве грузинский ресторан, немного посидели – не пили, кстати, только поесть заказали. К нам подсел один очень дружелюбный поляк, как поначалу показалось. А потом оказалось, что он у Рамазана Газиева, лидера фан-движения «Анжи» «Дикая дивизия» барсетку «увел». А там у Рамазана лежали все деньги, билет на обратную дорогу. Мы потом ходили в российское посольство. Там Рамазану выдали справку, что он российский подданный, приехал в числе болельщиков на чемпионат. В общем, помогли ему добраться домой. И такое бывает на крупных спортивных форумах...

А вообще я, конечно, очень рад, что оказался на таком большом футбольном празднике. Даже несмотря на неудачное выступление нашей сборной. Пользуясь случаем, хочу сказать: мне очень хотелось бы, чтобы в нальчикском «Спартаке» кто-нибудь из наших ребят также дорос до уровня первой сборной, чтобы мы могли им гордиться, как гордятся осетины, да и все российские болельщики, Аланом Дзагоевым. И чтобы мы увидели еще много чемпионатов, на которых будет играть и побеждать российская сборная.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру