На помощь пришли альпинисты. Еще много раз после этого случая семилетний мальчик взбирался на скалы, одолевая свой детский страх. Так он воспитывал в себе храбрость, мужество и терпение. Возможно, именно памятный случай и предопределил выбор будущей профессии.
Свою профессиональную деятельность Азрет-Али начал в 1955 году в качестве помощника альпиниста в альплагере «Уллу-тау»: отвечал за доставку провизии и экипировки. В свободное от работы время, преследуя цель непременно стать альпинистом, Азрет-Али наряду с молодыми начинающими альпинистами посещал лекции, изучал правила и инструкции по восхождению на вершины. Через год он впервые «примерил» роль альпиниста и сразу же серьезно отличился – спас коллегу.
Первое, что он сделал, когда одолел свою первую вершину, – оглянулся вокруг и восхитился неописуемой красотой природы… Он был безмерно горд и счастлив тем, что это его родная земля. Он понял тогда, что водить за собой людей в горы, взбираться на самые недоступные высоты и открывать им этот вид, заставлять уставших и измученных людей восхищаться и удивляться – это то, чему он хочет посвятить свою жизнь.
* * *
Для того чтобы воплотить желание в жизнь, ему нужно было еще многому учиться. Он много работал. После тридцати восхождений получил второй спортивный разряд. В 1959 году его направили в альплагерь «Джантууган» во Всесоюзную школу инструкторов, после окончания которой он начал работать в качестве инструктора по альпинизму в альпинистском лагере «Уллу-тау». При альплагере был создан спасательный отряд, состоявший из двух десятков лучших инструкторов-альпинистов. В их числе был и наш Азрет-Али Керимов.
В любую погоду – и в дождь, и в снег – идти в горы, спасать людей – это была его работа. И это при том, что не было даже специальной одежды – разве что штормовые куртки. В арсенале имелись ледоруб, топор и пятикилограммовая рация, которая часто не выдерживала температурного режима.
В течение короткого времени Азрет-Али зарекомендовал себя как хороший инструктор. В 1960 году на Всесоюзной альпиниаде уже был начальником отряда альпинистов, который первым добрался до вершины Минги-тау. В том же году он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР за организацию и проведение еще одной альпиниады.
В 1966 году из 18 кандидатов Азрет-Али был отобран на должность начальника горноспасательной службы канатной дороги «Чегет».
* * *
Именитый спасатель всегда с большой теплотой вспоминал своих учителей-альпинистов, мастеров спорта, на которых он равнялся, – Юрия Черносливина и Михаила Хергиани. А также Хусейна Залиханова, с которым он не раз ходил в горы и о котором говорит: «…пройдет сто лет, прежде чем родится еще один такой альпинист…».
И пришло время, когда уже на него самого смотрели с благоговением новички, мечтая попасть к нему в ученики. Но Азрет-Али тренировал только спортсменов-разрядников. В качестве альпиниста-инструктора он подготовил более 300 альпинистов. В числе его воспитанников и первая женщина-балкарка, мастер спорта по альпинизму Тамара Xуламханова – жительница с. Хасанья.
Азрет-Али часто брал на восхождения в одной связке с собой дочь Инну. Причем не на Эльбрус, нет. Эльбрус по сложности уступает многим другим вершинам. Он объяснял, что Минги-тау представляет собой сложность только тогда, когда в дело вступает немаловажный фактор погоды. А она здесь непредсказуема. В этом случае гора проявляет свое коварство: «нет погоды» означает нулевую видимость, и тогда остается только ждать. Именно на склонах Эльбруса и в те годы, и сейчас погибает самое большое количество альпинистов.
С 1970 года Азрет-Али Керимов стал начальником Контрольно-спасательной службы (ныне Поисково-спасательное подразделение МЧС РФ. – Прим. автора).
Азрет-Али Керимов покорил более 40 вершин, в их числе Ушба (траверс, категория сложности 5 «а» (наивысшая), Минги-тау, Суарык, Джайлык, Адыр-Суу-Баши, Уллу-Тау-Чана, Тютю-Баши и многие другие. В его жизни было много альпиниад и восхождений, призов и медалей.
* * *
Когда в феврале 2006 г. я беседовала с Керимовым, передо мной был мужчина преклонного возраста с неутомимой энергией в движениях, блеском в глазах, что создавало ощущение готовности в любую минуту пойти в горы по сложнейшему маршруту. Он многого из своей молодости не помнил, но мог рассказать в деталях, что именно бросал в свой рюкзак, когда шел на очередное восхождение в Безенгийское ущелье. Доставая свои фотоальбомы и перебирая многочисленные пожелтевшие вырезки из газет, он все с той же уверенностью в голосе говорил, что сейчас это уже никому не интересно, что нынче, мол, другие времена…
Возможно, Азрет-Али не осознавал, что значит для человека, который попал в беду, несколько дней остается без еды и питья, один среди суровых ледников, чувствует только страх, быть спасенным…
Осознание реальности в глазах… Оно действительно присутствует. Кажется, что при своей профессии он не перебарывал страх, хотя смотрел в глаза смерти. Воспринимал все без сантиментов. Он – мужественный человек. Он – спасатель.
Азрет-Али Керимов – первый чемпион Кабардино-Балкарии по скалолазанию, мастер спорта СССР по альпинизму, многократный чемпион республики по альпинизму. Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР «За высокие спортивные достижения альпинистов – участников восхождения на пик Таджикистана и пик Кабардино-Балкарии», малой золотой медалью, бронзовой медалью чемпиона Советского Союза за покорение пика Таджикистана. В августе 1965 года возглавлял конную экспедицию на гору Эльбрус. С 1966 года являлся начальником горноспасательной службы канатной дороги «Чегет». В 1970 году возглавил Контрольно-спасательную службу.