Не кружок, не студия, а школа

Искусству быть! В России предполагается сохранить систему образования в сфере культуры и искусства

В августе 2008 года правительство одобрило Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в РФ до 2015 года. Предполагается сохранить сложившуюся в нашей стране уникальную систему образования в сфере культуры и искусства с тремя (а не с двумя, как в других странах) обязательными уровнями подготовки профессиональных кадров.

Искусству быть! В России предполагается сохранить систему образования в сфере культуры и искусства

Первый уровень – детская школа искусств (в т.ч. художественная, музыкальная) – фундамент профессионального образования. За его сохранение (а не роспуск) в течение многих лет «воевали» деятели культуры. Второй – училище или колледж искусств (среднее профессиональное образование дает выпускнику возможность работать по специальности или продолжить обучение в вузе). Третий уровень – высшее учебное заведение искусств (консерватория, университет, академия, институт).

По программе или без?

После внесения поправок в федеральный закон об образовании детские школы искусств получили статус особого типа учреждений, которые реализуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства. Ключевое слово здесь – ПРОГРАММА. По утвержденной государственной программе будут заниматься только особо одаренные дети, которых педагоги станут готовить к поступлению в колледж (выпускникам таких отделений, прошедшим единую для всей страны итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ). Остальные будут заниматься на отделении общеэстетической направленности (такие отделения продолжают действовать в школах искусств). Определять степень дарования доверено приемным комиссиям.

Конечно, никто не может предсказать неожиданности. Вдруг через три года занятий у вполне рядового ребенка прорежется голос или проявятся особые способности в живописи. Наверное, можно будет перевести новоявленный талант на отделение предпрофессиональной подготовки. Хотя… Как это традиционно делается в нашей стране, все знают. В общем, есть некоторые сомнения по поводу критериев «сортировки» детей при поступлении «на музыку, танцы или ИЗО».

Впрочем, не только педагоги, но и ученики, и даже их родители знают, что в таком классе всегда есть явные лидеры и те, кому никогда не выступать на большой сцене. Но они ходят на уроки для общеэстетического воспитания, которое, на мой взгляд, должно быть обязательным для каждого ребенка.

Статистика свидетельствует, что дети, получившие хотя бы начальное образование в области искусства, получают вместе с тем «прививку» гуманизма, «прививку» против преступности, в которую их сложно вовлечь. Это другие дети, потому что им раскрыли глаза на прекрасное и духовное.

Учителя учатся

Чтобы готовить учеников по единой госпрограмме к поступлению в колледж, преподаватели школ искусств должны иметь соответствующий уровень квалификации. И к самим школам теперь особое требование – по каждому направлению предпрофессиональной подготовки не менее 25-30 процентов педагогов должны иметь высшее профессиональное образование. А где их взять? Особенно в сельской местности, где большинство преподавателей – выпускники училищ или колледжей.

Учить! И многие преподаватели пошли в вузы. На заочные отделения. И ведь сами довольны! Во-первых, это какой-никакой, а выход в свет. Вроде бы и вынужденный, но приятный, потому что дает возможность узнавания нового и всегда интересного, поскольку искусство в принципе не может быть неинтересным, а также общения с себе подобными – людьми своего круга и интересов. Во-вторых, удовлетворение приносит сознание роста над самим собой и окружающими. Я совершенствуюсь, становлюсь лучше, профессионально выше, состоятельнее в плане преподавания, освоения методики…

Великая Галина Вишневская не случайно открыла свой знаменитый центр оперного пения. Она его придумала, чтобы доучивать выпускников консерваторий, доводить до кондиции их голоса! Так какого же уровня педагогика в высших российских вузах искусства, если их выпускники, как выясняется, не готовы к профессиональной деятельности?! Что уж тут говорить об уровне преподавания на более низких иерархических ступенях образования!

В общем, надо подтягиваться. И федеральный закон к этому преподавателей обязывает.

Гнесинка рулит

В апреле 2012 года создан Институт развития образования в сфере культуры и искусства, учредителем которого является Российская академия музыки имени Гнесиных.

Сайт «Института РОСКИ»: www.iroski.ru. Там можно скачать некоторые документы, найти ответы на острые вопросы от директора института Ирины Домогацкой и задать свой вопрос.

Ирина Ефимовна до назначения на эту должность была директором музыкальной школы им. И.С. Баха. Она – автор многих книг и методических разработок для преподавателей детских школ искусств.

Недавно Домогацкая побывала в Кабардино-Балкарии, пообщалась с директором методического центра по художественному образованию Минкульта КБР Бесланом Бербековым, другими сотрудниками ведомства, посетила школы искусств в городах и районах нашей республики и выразила надежду, что вскоре грядет позитив, который должен хлынуть со стороны федералов в провинцию.

Кабардино-Балкария – один из ключевых регионов

– Кабардино-Балкарию, как и другие субъекты РФ, мы посещаем для того, чтобы «запустить» те процессы, которые начаты на федеральном уровне, – пояснила И. Домогацкая. – Детские школы искусств сегодня определяют, будут ли у нас музыканты, артисты, будут ли у нас живы оркестры, театры.

Кабардино-Балкария – один из ключевых регионов, которые определяют тенденции развития системы. Чем мы можем быть полезны, показала встреча с директорами школ искусств. Не случайно именно в Нальчике прошла творческая школа «Горские вариации». Эта республика никогда не сдавала своих позиций, несмотря на сложную ситуацию в начальном образовании в сфере культуры и искусства, особенно обострившуюся в последнее десятилетие. Школы искусств здесь находятся в неплохом состоянии.

Общие для всех таких школ страны проблемы – состояние инструментария, старение педагогических кадров, общие социальные и финансовые проблемы, которые законодательство призвано решить.

Музыкальные инструменты, которые сейчас используются, были приобретены много лет назад, и сейчас это проблема номер один для каждой школы страны – в московских ДШИ примерно та же ситуация.

Мы очень надеемся, что в 2013 году начнется реализация федеральных программ, которые направлены на обеспечение развития парка музыкальных инструментов, и каждая республика начнет получать субсидии на его пополнение.

Кадровое обеспечение – это еще более «долгая» проблема, на длительную перспективу, потому что до тех пор, пока не будет повышена зарплата учителям, кадры в нашу систему идти не будут, молодые специалисты пополнять наши ряды не станут.

Эти вопросы ставит федеральное правительство, модернизационные процессы вскоре должны начаться.

Законодательство повысило статус ДШИ, ввело новые предпрофессиональные программы, которые отличают их от студий и кружков Домов детского творчества. ДШИ обязаны работать по этим программам, получать лицензии, оформлять необходимый пакет документов, чтобы решать важные и сложные образовательные задачи.

Сегодня у руководства страны, федеральных министерств культуры и образования есть понимание того, что эта система ориентирована на духовно-нравственное развитие детей, и особенно культурной составляющей, без которой нация существовать не может.

Выше этого ничего нет

Из интервью с И.Е. Домогацкой:

Выпускники детского дошкольного центра при музыкальной школе, по мнению Домогацкой, готовы к учебной деятельности. В этом она убедилась на собственном профессиональном опыте.

«Они уже понимали, что такое учиться, что такое преподаватель, такой ребенок уже не рыдал и не привыкал к классу, когда попадал в общеобразовательную школу, он был готов к обучению. Музыкальная деятельность готовила его к учебной деятельности, она учила его перестраиваться. Шло личностное развитие, у ребенка развивался эмоциональный мир, что очень важно. Оказывается, средствами искусства можно наиболее эффективно развить эмоции человека, скорость реагирования. А эмоциональный мир, эмоциональное богатство – это связь человека с внешним миром.

Оказывается, все это формируется средствами искусства как раз в том возрасте, когда еще можно сформировать, развить, поправить, исправить. То есть к семи годам ребенок уже личностно ориентирован в мире и готов вступить во взрослую жизнь. Аналогично, с какими-то поправками, мы можем говорить о школьном возрасте – такую же роль оказывает воздействие искусства на ребенка. Оно подчас бывает единственно эффективным.

Такие дети более успешны в любом другом виде деятельности. Те, кто у нас учился (дошкольный центр при музыкальной школе), – очень успешные дети. Они реализовали себя в языковых вузах, в политике, бизнесе, в общественной жизни, в математических, художественных, музыкальных организациях – огромный спектр применения своих способностей! И везде эти люди очень активны, эмоционально активны, активны социально. Они умеют отстаивать свои позиции, имеют свой взгляд на мир, и их уже не обманешь. Все это формирует просто музыкальная школа.

Поэтому я в ужасе от тех процессов, которые захлестнули общеобразовательную школу. В общеобразовательной школе искусство всегда было не первый и не второй предмет, но она его снова теряет и теряет. А если мы потеряем еще рядом стоящие оазисы, куда дети могут прийти и добрать то, что они больше нигде добрать не могут, то это будет уже другая страна. Просто другая страна, уже с потерями в культуре, искусстве, традициях, в истории, в своих корнях.

Она уже весьма продвинулась в эту сторону. Да, как-то решительно и не очень заметно для общества. Обратите внимание: общество всколыхнулось только сейчас. А ведь процессы идут уже 20 лет. Наша надежда в том, что сегодня плохо, но завтра, наверное, будет лучше. Огромный потенциал, накопленный системой, помог тому, что по инерции мы еще двигались эти 20 лет. Была сила инерции. Сейчас она заканчивается. Уходят люди, молодежь очень трудно завлечь на преподавательскую работу. И наши ожидания сейчас очень серьезны, поскольку это какой-то рубеж – или мы его перейдем, или не перейдем.

Если мы его не перейдем, то будем просто откатываться назад. Потому что сил у системы уже нет. Поэтому нужны какие-то серьезные изменения. Единственное явление в Российском государстве, которое всегда очень положительно и с интересом оценивалась на Западе, за рубежом – это, конечно, была русская культура…

Человек получает удовлетворение от творчества, вдохновения, создания и восприятия произведения искусства. Выше этого ничего нет. Поэтому цивилизация должна к этому стремиться».

С сайта IROSKI.RU

Вопрос: Мы вас правильно поняли, что с введением предпрофессиональных программ с 1 сентября 2013 года заработная плата преподавателей художественных школ в 1-2-х классах ( по 5-6-летней программе) снизится на треть по сравнению с нынешним годом? Ведь мы сейчас получаем зарплату из расчета 18 часов за ставку, а будем из расчета 24 часа… И каким образом это понижение объяснять преподавателям на фоне громогласных утверждений правительства о повышении уровня зарплаты до среднего по региону и т. д.?

Ответ: Надеюсь, что вопрос о переходе на единую норму часов будет решен в 2013 году.

Вопрос: Могут ли программы учебных предметов рецензировать специалисты (методисты) районного отдела образования? Ведь они не музыканты.

Ответ: Рецензировать программы учебных предметов должны как раз специалисты, так как рецензент должен написать отзыв о содержательной части программы, заложенных в ней методах, подходах при распределении учебного материала по годам обучения и т.д.

Вопрос: Сможет ли работник музыкальной школы со специализацией «преподаватель по классу домры» преподавать класс гитары по программам ФГТ (федеральных государственных требований)?

Ответ: Конечно, желательно, чтобы преподаватель имел документ о пройденной переподготовке (программа дополнительного профессионального образования объемом свыше 500 часов). Такая программа дает право на новый вид деятельности.

Вопрос: Когда будут разработаны критерии профильного и непрофильного образования? Отсутствие четких критериев вносит сумятицу в головы наших руководителей, и те, в свою очередь, изо всех сил пытаются найти нам новых работников, чья ценность заключается лишь в оконченном сто лет назад музыкальном или художественном училище.

Ответ: Вопрос о критериях профильности образования пока не ставится. Извините, но не могу сказать точно, когда и как он будет решен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру