Михаил Казиев: Заниматься карате надо в красивых, сакральных местах

В мире людей, увлекающихся восточными единоборствами, это человек весьма известный

Можно сказать, что он один из первопроходцев-энтузиастов на пути развития карате в нашей республике.

Михаил Казиев – тренер по карате кекусинкай-кан, одному из самых жёстких видов единоборств. Михаил начал заниматься им ещё в советские времена, когда на увлечение карате смотрели с подозрением и опаской.

В мире людей, увлекающихся восточными единоборствами,  это человек весьма известный

В то время секции карате по стране были на полулегальном, а то и вовсе подпольном положении. Карате какое-то время считалось идеологически чуждым нам спортивным увлечением, к тому же человек, владеющий карате, и без оружия может представлять опасность. Мало ли где он может применить свои навыки – примерно так рассуждали авторы этих запретов. Но постепенно отношение к карате, а затем и другим видам восточных единоборств стало в СССР меняться (в конце концов, дзюдо тоже боевое искусство, зародившееся в той же Японии). Наверное, в какой-то степени способствовали этому и советские художественные фильмы, вышедшие в начале 80-х на экраны страны: «Пираты XX века», «Не бойся, я с тобой». Эти фильмы били рекорды кассовых сборов у нас в стране. А в них хорошие парни при помощи карате побеждали плохих парней – подлецов и негодяев. И в стране начался настоящий бум карате.

Сегодня уже заслуженный тренер России по карате кёкусинкай, заслуженный наставник Российского союза боевых искусств, президент Фонда развития боевых искусств Михаил Казиев посетил нашу беседку.

Михаил, пользуясь нашим стародавним знакомством, разреши обращаться на ты, несмотря на твои громкие заслуженные звания.

– Конечно, какой разговор!

Расскажи нашим читателям, как ты сам пришёл к увлечению карате.

– Я начал заниматься карате довольно поздно, уже после службы в армии. До этого занимался вольной борьбой. Поступил после службы на спортфак КБГУ. Но карате привлекало. С парнями из нашего района пытались самостоятельно тренироваться по различным рукописным инструкциям, фотокопиям пособий. У одного нашего друга дядя был военным, служил в Венгрии. Он привёз оттуда книгу – учебник тренировок по карате кёкусинкай. Только вот проблема была в том, что книга на венгерском языке. А это один из самых сложных языков в Европе. Собрали деньги, отксерокопировали книгу и послали в Ленинград переводчице с венгерского. Она потом выслала нам в Нальчик перевод книги. То, что мы прочитали, потрясало воображение. Начали упорно заниматься, организовали секцию. Хотя своего помещения, конечно, не было, тренировались в подвалах, гаражах. В Нальчике тогда уже были секции карате, но бесконтактного. Наша секция карате кёкусинкай была первой в городе.

Затем как-то в одной телевизионной программе увидели мужчину, который рассказывал о карате. А на пиджаке у него был значок школы кёкусинкай с рисунком, как в нашей книге. Он упомянул и о своих публикациях на эту тему в журналах. Мы писали потом письма на телевидение, в эти журналы, с одной целью – добыть адрес этого мужика. Это был Виктор Павлович Фомин, один из энтузиастов развития кёкусинкай в нашей стране. Своей цели добились – адрес узнали. Написали ему письмо, он ответил, дал номер телефона, пригласил в гости. Затем мы с другом в течение двух лет ежемесячно летали в Москву, занимались у Фомина, это и была наша школа. А затем пройденный материал закрепляли в Нальчике в нашей секции.

Наступило время выходить из подполья?

– В 1989 году на правах самостоятельной организации мы вошли в Федерацию России карате кёкусинкай. А уже в следующем году появилась секция кёкусинкай во Дворце пионеров в Нальчике. У нас было 7-8 человек на место, возник невероятный ажиотаж. Вскоре в Кабардино-Балкарии появилось ещё несколько клубов. Сначала отношение к нам было несколько настороженное и даже ироническое. Влияло то, что карате не олимпийский вид спорта, а бесконтактные виды карате те же боксёры или борцы воспринимали, как нечто несерьёзное. Но когда они увидели наши тренировки, наши спарринги, отношение переменилось. По инициативе председателя спорткомитета КБР Мухамеда Кодзокова, его заместителя Сергея Самохвалова была создана Республиканская школа восточных единоборств. На Северном Кавказе это была первая такая школа. Воспитанники нашей школы добивались серьёзных успехов, занимали призовые места на крупных всероссийских и зарубежных турнирах, много турниров проводилось и у нас в Нальчике.

Михаил, я хорошо помню то время. Действительно школа кёкусинкай в КБР была известна на всю страну. Ты согласишься с тем, что сейчас есть некоторый спад в развитии кёкусинкай в республике?

– В 90-е годы Нальчик считался одним из центров развития кёкусинкай в России. Фактически мы были третьим таким центром после Москвы и Екатеринбурга. Спортивные достижения были значительные, много было занимающихся кёкусинкай в различных секциях, клубах. И уже не только в Нальчике, но и в других городах республики. Спад потом, конечно, произошёл. О некоторых причинах этого регресса, не имеющих отношения к спорту, говорить сейчас не очень хотелось бы. Есть и объективные причины произошедшего упадка. В конце 80-х – начале 90-х, как я уже говорил, был огромный интерес к карате, настоящий бум. У пацанов кумирами были Джеки Чан, Брюс Ли, Чак Норрис. Затем этот бум стал угасать, что, впрочем, естественно: жизнь не стоит на месте. К тому же многие стали понимать, что карате – это вовсе не искусство грамотно «набить морду», извиняюсь за выражение. Это ежедневный кропотливый, очень упорный труд, который не каждый сможет выдержать. Это прежде всего борьба с самим собой, со своей ленью, с желанием где-то сделать себе поблажку и так далее.

Но я считаю, что сейчас интерес к карате кёкусинкай в Кабардино-Балкарии вновь возрождается. И, может быть, на несколько иной основе. В республике сейчас кёкусинкай занимается около ста человек. Есть секции в Нальчике, в Прохладном. Я руководитель клуба «Катана», который открылся в Кабардино-Балкарском аграрном университете имени В.М. Кокова. Очень благодарен трагически погибшему ректору университета Борису Жерукову, который содействовал открытию этого клуба. Он вообще хорошо понимал значение спорта для воспитания молодого поколения, создавал условия для занятий спортом. Но у меня тренируются не только студенты, в клубе занимаются люди самых разных возрастов. Недавно у нас проходил приём экзаменов на пояса (различные степени мастерства в карате). Его сдавали и работники силовых структур, занимающиеся у меня, и главы администраций населённых пунктов. Так, например, экзамены на чёрный пояс (1 дан) сдали глава администрации селения Верхняя Балкария Аслан Атабиев и глава администрации селения Бабугент Мухтар Османов. И не думай, никаких поблажек для таких учеников у нас нет. Чтобы заслужить чёрный пояс, в своем активе нужно иметь как минимум 30 боёв, сдать различные физические тесты.

Михаил, у тебя самого какой дан в кёкусинкай, каковы твои спортивные достижения?

– Как я уже говорил, сам я начал заниматься карате довольно поздно, поэтому мои личные спортивные успехи, пожалуй, не так значимы. Лучшее моё достижение – 4-е место на открытом чемпионате Великобритании, выступал на чемпионате России. Но мы тогда отставали от ведущих российских спортсменов в нашем виде. Нам приходилось догонять, многое постигать самим. Поэтому я больше считаю своими достижениями успехи учеников. А их спортивные призы и награды перечислять можно долго. Скажу про последние успехи – в октябре прошлого года в Краснодаре проходил чемпионат и первенство ЮФО по карате кёкусинкай. Там сборная КБР заняла первое общекомандное место. На втором была команда Дагестана, на третьем – Карачаево-Черкесии. Воспитанник нашей школы Дима Авагжанов (его личный тренер – Дмитрий Мокоглов) на чемпионате Европы в Италии стал бронзовым призёром.

А ещё я рад тому, что у нас появилась своя спортивная династия. Это семья Фролковых. Отец Юрий Фролков, мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике, сейчас сдал экзамен на 1-й кю по кёкусинкай. Вслед за этой степенью мастерства уже идёт первый дан. Его сын Владимир Фролков – чемпион ЮФО, призёр чемпионата России, ему 21 год, но он уже и сам тренирует. А дочь Вика Фролкова в свои 14 лет стала серебряным призёром первенства ЮФО по кёкусинкай.

У меня сейчас 4-й дан, 17 апреля поеду в Японию сдавать экзамен на 5-й дан. Первый, второй и третий дан я получал в Англии у знаменитого Стива Арнейла, экзамен на 4-й сдавал в России, а 5-й дан надо получить в Японии. Там в это время будет проходить открытый чемпионат Японии по кёкусинкай. Кстати, один наш парень из КБР будет в нём участвовать. А заодно будет проходить приём экзаменов для тренеров. Руководитель Российского союза кёкусинкай-кан Сергей Якунин (8-й дан) рекомендовал меня для сдачи экзамена. Это даст мне право принимать самому экзамены на получение чёрных поясов. Сейчас я являюсь руководителем северокавказского филиала Российского союза карате кёкусинкай, исполнительным директором Кабардино-Балкарского отделения Российского союза боевых искусств.

Вообще, я сам больше пошёл по пути тренера-наставника. В карате кёкусинкай самой высокой степенью мастерства считается тот момент, когда уже твои ученики начинают тренировать, создают свои школы. Так считал основатель кёкусинкай Масутатцу Ояма, который был отличным организатором.

Ты сказал, что возрождение кёкусинкай в Кабардино-Балкарии сейчас идёт на несколько иной основе. Что ты имеешь в виду?

– Мы не зацикливаемся на одних спортивных призах и наградах. Призы и награды – не самое главное в самой философии карате кёкусинкай. Вот иногда спрашивают, насколько эффективны могут быть навыки кёкусинкай в какой-то экстремальной ситуации: в уличной драке, например. Я всегда говорю, что во всех боевых искусствах изначально есть стремление найти возможность уйти от конфликта, избежать его. Не теряя чести, естественно. А применять свои боевые познания нужно лишь тогда, когда уже нет другого выхода.

Поэтому помимо различных соревнований мы участвуем и проводим у себя фестивали боевых искусств. Здесь уже важна не столько спортивная составляющая, сколько общение с единомышленниками. Ребята находят здесь друзей, получают мастер-классы, развиваются духовно. Кстати, в них принимают участие не только каратисты кёкусинкай, но и занимающиеся другими видами восточных единоборств. В последнее время мы были на летних сборах и фестивалях на Домбае, Архызе (КЧР), на Голубых озёрах, в Приэльбрусье. Я считаю очень важным проводить подобные мероприятия в таких красивых, сакральных местах. Сам подумай: одно дело – тренироваться на площадке с видом на помойку и совсем другое – в прекрасном живописном месте. В Архызе, например, есть старинное аланское городище. Представь, насколько интересно нашим воспитанникам проходить сборы в таких легендарных местах.

Программа таких сборов, очевидно, тренировками и спаррингами не ограничивается?

– На эти фестивали, сборы мы приглашаем интересных людей. Например, для участия в фестивале на Голубых озёрах мы пригласили представителей различных религиозных конфессий. Из Карачаевска приехал мулла – мой хороший друг Казбек. Из Элисты по моему приглашению приехали друзья калмыки – буддистские монахи. Мы никому ничего не навязываем, просто знакомим своих воспитанников с различными взглядами на мир. Сейчас же и в школах вводят предмет «История мировых религий». Я считаю: чтобы знать и понимать свою религию, религию своих предков, нужно хотя бы немного знать взгляды представителей иных конфессий. Вот показательный пример. На тот фестиваль должен был приехать и православный батюшка. Но почему-то в последний момент у него поездка сорвалась. Буддисты немного рассказали о своей религии, мулла объяснил каноны ислама. Естественно, возник вопрос о христианстве. И мулла Казбек сказал: «А давайте я расскажу вам о православии». И я тебе скажу, рассказывал очень грамотно, со знанием предмета. Я знаком с православным батюшкой из Москвы отцом Сильвестром, духовным настоятелем российских бойцов восточных единоборств, он сам занимался карате. Встречались мы со спортсменом-экстремалом, телеведущим Александром Бадюком. У него, между прочим, 4-й дан по карате. Так что карате кёкусинкай – это не только вид спорта, боевое искусство. Это особое мировоззрение, философия, это возможность находить друзей, единомышленников, общаться с интересными, яркими людьми, через призму карате видеть красоту мира.

Спасибо за беседу, Михаил! Удачи на пути дальнейшего познания кёкусинкай!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру