Сколько шагов до победы?

23 июня 1941 года, на второй день войны, в Кабардино-Балкарии объявлена мобилизация резервистов

Нужно было дооформить 175-ю стрелковую дивизию. Она в комплектации мирного времени располагалась под городом Прохладным.

По республике прокатилась волна митингов: в Нальчике, Прохладном, во всех районных центрах выступали работники обкома, райкомов ВКП (б), рабочие и колхозники. Они говорили о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Старики, матери, жёны давали уходящим на войну наказ беспощадно громить фашистов…

23 июня 1941 года, на второй день войны, в Кабардино-Балкарии объявлена мобилизация резервистов

Каншоби Шанибеева к машине провожала вся семья и жители родного шалушкинского квартала. Опытный чекист имел броню, но добился, чтобы его заявление приняли в военкомате. Мать Каншоби плакала и молилась. Она надеялась, что все обойдётся – призывали же сына в сороковом на финскую… Он вернулся живым и здоровым. Потемнело лицо и бессильно повисли руки жены, она только прошептала:

– Буду ждать, любимый…

Попрощался с братьями, сестрой, односельчанами. Наступила очередь отца. Он крепко обнял сына. Скупая слеза скатилась по морщинистому лицу. Сколько помнили Мурата односельчане, никто никогда не видел его слез. Для Каншоби эта слеза была дороже всех слов о чувствах отца…

В дивизии шел прием мобилизованных, их размещение. Чувство патриотизма, боевой настрой бойцов нарастали с каждым часом. Желание вступить в схватку со смертельным врагом было велико. Очень серьёзно велась боевая подготовка. В дивизию влилось более восьми тысяч жителей республики. По повесткам не явились всего два человека: оба лежали тяжело больные.

4 июля на разъезде Шорданово состоялись проводы. Дивизия направлялась в распоряжение Юго-Западного фронта, под Киев. С напутственными словами к бойцам обратились первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) Кумехов, командующий СКВО генерал-лейтенант Рейтер. Они поздравили с завершением доукомплектования дивизии, выразили уверенность в успехе борьбы с немецкими оккупантами. Командир дивизии полковник Гловацкий от всего состава бойцов и командиров заверил, что они достойно выполнят долг перед Родиной, не пожалеют своей жизни во имя победы над ненавистным врагом.

…Перрон медленно качнулся и поплыл назад. Эшелоны стали набирать скорость. Как только разместились в вагонах, наступила тишина. Изредка слышался чей-то тяжелый вздох – все ещё были под впечатлением от прощания с близкими. Каншоби подошел к окну, закурил. Скоро ребята освоились, собрались в группу. Нашёлся шутник и весельчак. Он что-то оживлённо рассказывал. К ночи в вагоне всё затихло, но заснули не сразу.

В штабном вагоне сквозь шторы светомаскировки всё-таки пробивалась полоска света. Командир дивизии С.Гловацкий, замполит полковой комиссар В. Шенгай, начальник штаба полковник В.Буянов и начальник политотдела старший батальонный комиссар К. Штанёв обсуждали боевую готовность полков, вооружение, обеспеченность боеприпасами, техникой, продовольствием. Главное, что заботило командный и политический состав, – в дивизии много бойцов, прошедших лишь кратковременную боевую выучку. Есть бойцы, слабо или вообще не владеющие русским языком. Это необходимо учитывать при укомплектовании орудийных и пулемётных расчётов, других подразделений. Нужно максимально использовать костяк дивизии, командный и политический состав.

…Наутро Каншоби чувствовал себя бодро, хотя спал всего часа два. Работа в ЧК научила его быть всегда готовым к действиям. За окнами вагона всё было другим. Только угольные терриконы немного напоминали о родных местах. К полудню исчезли и они. Теперь часто попадались небольшие группы могучих дубов, которые как бы подчёркивали игрушечность чистеньких белых хатёнок, крытых соломой и камышом. Каншоби увидел девочку, пасущую гусей, весёлую голубую речку. Закрыл глаза. Ему представилось, как мать ранним утром подаёт большую кружку парного молока. Открыл глаза – неужели сюда доберётся враг?! Здесь будут рваться бомбы, гореть хлеба, зиять пустыми глазницами окон хаты?! Нет! Он будет и за этот край биться так же яростно, как за родную Шалушку.

В Киев эшелоны прибыли в ночь с 9 на 10 июля. Выгрузка происходила в полной темноте. И сразу же – налёт фашистских самолётов на станцию. Несколько человек ранены, есть убитые.

Немецкие части – под Белой Церковью. Сыны Кавказа в первом броске остановили фашистов на берегах Ирпени. Дивизия заняла оборону на рубеже сел Жерновка – Кяняжичи – Музычи – Мотовиловка – Великая Мотовиловка – Перевоз – Кощеевка. В то же утро 10 июля на только что подготовленные рубежи первой роты 726-го стрелкового полка двинулись густые цепи немецких солдат. Они шли в полный рост, некоторые сходились попарно – чувствовали себя в безопасности.

У пулемётчика Шанибеева была хорошая позиция: середина склона холма, поросшего редким кустарником. Обзор отличный. Каншоби и его второй номер Коля ждали, когда солдаты в мундирах жабьего цвета подойдут поближе, и начали косить их из пулемёта.

– Что они, пьяные? Вижу – падают, а прут! – закричал Коля.

Шквальный пулемётный и винтовочный огонь усеял трупами врага всю равнину перед курганом. Вдруг раздался оглушительный взрыв. Немецкая мина угодила в пулемёт. Каншоби с сожалением взглянул на бесформенную груду металла. Обернулся – Коля, бледный, как полотно, держится за грудь, а сквозь пальцы сочится кровь. Он медленно сползает по стене окопа. Каншоби бросился к нему. Голубые глаза Коли стекленеют, на губах затихает шёпот:

– Передай Насте…

Голова откидывается, рука бессильно падает. Каншоби склонился над другом. Коля мёртв. Тяжёлый ком застревает в горле Каншоби, глаза начинает заволакивать туман. Подбежал капитан Устинов:

– Немедленно отходи! Это приказ!

Каншоби не успел ответить: прямо на них, по-бычьи наклонив головы, бегут пятеро немецких солдат. Каншоби увидел, что над его командиром занесён штык. В тот же миг он хватает лежащую на бруствере винтовку, с удивительной легкостью прыгает вперед, вонзает в нападающего немца свой штык. Приёмом двойного удара со страшной силой бьёт прикладом по голове второго немца. На Каншоби с яростью бросился третий фашист, но Устинов свалил его выстрелом из пистолета. Не успел фашист рухнуть на землю, как Каншоби, быстрый, как молния, свалил четвертого и пятого немцев.

Путь расчищен. Каншоби и командир стали пробираться к своим. Неожиданно, поднимая фонтанчики земли, рядом с ними зашлёпали пули. Каншоби огляделся, за дальним кустом заметил гитлеровца. Почти не целясь, прикончил его. Повернулся – Устинов лежит ничком и глухо стонет:

– Оставь меня, отходи…

– Что с вами? – острая боль резанула сердце Каншоби: неужели он теряет и второго боевого товарища?! Шанбеев перевернул капитана: тот уже был без сознания. Каншоби взвалил командира на спину, встал во весь рост и зашагал по полю. Он почти не чувствовал тяжести. Пули пролетали над ним, рядом рвались мины. А Каншоби всё шёл и шёл. Молитва матери и любовь жены словно оградили его стеной.

Измученный, спотыкающийся, он добрался до своих. Устинова отправили в медсанбат, оттуда в госпиталь. Когда Игорь Владимирович стал выздоравливать, написал отцу Каншоби: «У вашего сына много героических поступков. Будьте уверены: ещё не одному фашисту он снимет голову».

А газета «Социалистическая Кабардино-Балкария» напечатала большую статью о славных делах воина из Шалушки. В конце статьи сообщалось: «За героизм и мужество младший сержант Каншоби Шанибеев награжден орденом Красной Звезды. Это первый боевой орден в Шалушке, да и во всей Кабардино-Балкарии».

С каждым днём бои становились всё более ожесточёнными. Однажды враг решил во что бы то ни стало прорвать оборону. К середине дня после непрерывных атак гитлеровцам удалось вклиниться между двумя ротами. Нужно было отходить, но оторваться от наседавших фашистов очень трудно. Каншоби, отстреливавшийся из пулемёта, крикнул:

– Товарищ командир, отходите все! Я их задержу!

Острая боль в левом плече пронзила всё тело. Ещё немного, ещё совсем немного! Он знал, что его рота отходит. Обожгло ноги.

– Ещё десяток врагов легли, – с радостью отметил Каншоби. – Всё! Патронов больше нет!

Он повернулся на спину – это стоило немалых усилий. Всё тело горело огнём. Каншоби закрыл глаза. Рядом послышалась лающая немецкая речь.

– Подходите! – мелькнула мысль. – Подходите, гады, да поближе! Милости просим…

Каншоби правой рукой нащупал в кармане гранату…

Наши бойцы на новой позиции услышали взрыв. Солдаты молча обнажили головы. Всё было понятно без слов…

31 июля был одним из самых тяжёлых дней обороны Киева. Он начался длительным артиллерийским и миномётным обстрелом позиций дивизии. В воздухе образовалась карусель из тридцати самолетов. Они сбрасывали сотни бомб. Из-за перелеска двинулась пехота. Её поддерживают танки. Их много. Они идут через равные интервалы. Когда гитлеровцы подошли близко, заговорили пулемёты Гетежева, Манжоса, Чмихайленко и Хаустова. А по танкам неожиданно начало бить наше орудие. Это наводчик Джамиев опустил ствол своей зенитки и встретил бронированные чудовища уничтожающим огнём. Его примеру последовало и орудие Мухажа Абазова.

В мирное время никто никогда не учил применять зенитные орудия против танков, но война учит. Запылал один танк, второй, третий. Атака гитлеровцев успешно отбита. Их отчаянные попытки неизменно заканчивались поражением. На этом участке враг не смог прорвать нашу оборону ни первого, ни второго августа, ни весь месяц.

17 августа ЦК партии и Совнарком Украины в письме к воинам Красной Армии объявили благодарность личному составу наиболее отличившихся соединений и частей. На следующий день этим войсковым частям вручали красные знамена. Такое знамя получила и 175-я стрелковая дивизия.

Оборона Киева сыграла в Отечественной войне колоссальную роль. Более ста тысяч солдат и офицеров врага нашли свой конец на подступах к Киеву. За 83 дня обороны были уничтожены сотни танков и самолётов противника. Киев приковал к себе более чем на два с половиной месяца мощную группировку фашистских войск. Это ослабило их возможности на главном, московском направлении.

Немцы так и не сумели взять Киев «в лоб». 10 сентября замкнулось кольцо его окружения. Советское командование отдало приказ об оставлении города. Остаткам 175-й стрелковой дивизии пришлось выбираться с боями из окружения. Отступление осуществлялось отдельными группами. Несколько групп смогли соединиться с частями Первого Белорусского фронта. В его составе они дошли до Берлина.

Группу 630-го легкоартиллерийского полка фашисты загнали в болото близ села Каржи. Боеприпасы скоро кончились. Артиллеристы утопили материальные части орудий, пять дней дрались врукопашную. Оставшихся в живых – истощённых, измученных – немцы захватили в плен. Среди бойцов был командир Виктор Никитич Кличев. Все попали в концлагерь под Ровно. Пленных держали в помещении большого товарного склада, на бетонном полу, без всякой подстилки. В лагере находилось более тридцати тысяч человек. Ежедневно умирали по двести-триста пленных.

Начальник лагеря штурмбанфюрер Кюль случайно увидел что-то написанное Кличевым. Ему очень понравился правильный, красивый и чёткий каллиграфический почерк. Кюль назначил Виктора Никитича старшим канцелярии лагеря.

Немцам нужны были рабочие руки на селе: они отпускали украинцев группами по 100-150 человек. Кличев, освоившись в канцелярии, сумел под видом украинцев занести в списки освобождаемых своих товарищей. Те должны были немного выучить украинский язык и назвать село, откуда они родом. Украинским языком овладевали быстро, а села на карте показывали те, где воевали. Так из лагеря было освобождено 36 человек. Виктору Никитичу потом удалось и самому уйти из лагеря. Он пробрался в Киев, сумел войти в подпольную группу, которая занималась освобождением граждан, назначенных к отправке в Германию.

После освобождения Киева Кличев проходит проверку в «СМЕРШе» 135-й стрелковой дивизии. В её составе участвует в освобождении Тернополя, Выборга, Кракова, в боях за Одер. Он награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», а 9 мая 1945 года получает медаль «За победу над Германией».

За героизм и мужество около тысячи солдат и офицеров 175-й стрелковой дивизии были представлены к награждению боевыми орденами и медалями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру