Что в Нальчике выдает факт, что его футбольная команда играет в премьер-лиге? Баннер на въезде в город и несколько фан-клубов, организованно болеющих за «Спартак-Нальчик». Такое ощущение, что интерес к команде возникает только в дни игр и очень сильно зависит от их результатов. Того же Джудовича за досадный автогол многие из тех, кто до этого пел ему серенады, готовы были предать анафеме. Мало это похоже на любовь к команде, которая больше всего нуждается в нашей поддержке в трудные времена. Они сейчас, к сожалению, настали. Удивляет и позиция центральных средств массовой информации, которые не упускают малейшую возможность, чтобы «клюнуть» нашу команду или вообще умолчать об ее успехах, как это было в прошлом сезоне. Почему-то успехи других команд премьер-лиги считаются законными, а успехи нальчан случайными.
На фоне всего этого удручает именно то, что мы в премьер-лиге, но ощущение футбольного праздника у нас так и не появилось. Когда Абрамович купил команду «Челси», многие англичане восприняли это скептически, но «начальник Чукотки» доказал всем, что он в состоянии поднять былой престиж команды. Он стал национальным героем, заставив даже лордов приходить на футбольные матчи с участием «Челси» в тельняшках и ушанках и распевать «Калинку». Естественно, энергетика болельщиков обязательно передается команде. Это отмечают и наши футболисты, которые особенную поддержку фанатов чувствуют на выезде.
Мы вспоминаем о наличии у нас команды премьер-лиги только в день матча. Все остальное время лишь кучка энтузиастов пропагандирует идею, что наличие своего клуба в элите футбола – это круто. Они дружат с футболистами и практически все неофициальные мероприятия посещают в спартаковской форме. Они любят команду и в дни побед, и в дни проигрышей, и считают себя неотъемлемой частью футбольного счастья. Таких, к сожалению, единицы, а основная масса болельщиков чаще хочет показать только себя: мол, я тоже причастен к действу. Но не у всех это получается достойно. О мусоре после матча и поведении некоторых болельщиков мы уже не раз писали. Только эффекта от этого пока маловато. Многие до сих пор не осознали, что красивый футбол надо заслужить, и деньги, потраченные на билет и пиво перед матчем, не являются индульгенцией, оправдывающей развязное поведение. Общая культура боления должна начинаться не на стадионе. В прошлом году футболисты «Спартака» высадили в парке Победы в Дубках более сотни деревьев. Это событие осталось практически незамеченным, хотя, я считаю, его можно было осветить на общероссийском уровне, что подняло бы статус нашей команды.
Почему на том же проспекте Ленина нет ни одной перетяжки, подчеркивающей, что Нальчик – футбольная столица, нет ни одной витрины или, на худой конец, стены с символикой клуба? Во всем мире производители любых товаров борются за подобный бренд, с футболистами заключают контракты на рекламу. У нас этого не наблюдается. Да возьми ты, распиши два бесцветных автобуса символикой «Спартака-Нальчик», чтобы хотя бы пассажиры помнили, что есть у нас такая команда! Пропаганда футбола должна быть везде, чтобы люди знали – у нас есть клуб, играющий в премьер-лиге, и могли гордиться этим. Несколько газет, которые худо-бедно стараются информировать нальчан о делах «Спартака-Нальчик» – это очень мало. Наше местное телевидение в основном молчит, ограничиваясь сухими отчетами с матчей.
Выставка замечательного спортивного фотокорреспондента Артура Вологирова тоже прошла фактически незамеченной, хотя многими его работами можно украшать большие глянцевые журналы о спорте.
Вот и получается, что возвращения «Спартака-Нальчик» в элиту российского футбола мы ждали десятилетия, но в основной массе оказались к нему не готовы. Многие стали сильно возмущаться даже тогда, когда цену на билеты со 100 рублей подняли до 150, как будто 50 рублей спасут кого-то от бедности. Удручает то, что ощущение праздника, которое еще присутствовало в первом сезоне игр «Спартака-Нальчик» в премьер-лиге, ушло. Мы общими усилиями превратили футбол в третьеразрядное зрелище с грудой мусора и нецензурными выкриками. Кто-то сравнил футбол с войной, поскольку оба эти понятия сплачивают народ, становясь национальной идеей. У нас была реальная возможность сплотить народ футболом независимо от социального расслоения и вероисповедания. Похоже, этого не случилось, хотя, может быть, еще есть шанс поднять знамя кабардино-балкарского футбола, чтобы гимн команды пели в детских садах и вузах, а игроков караулили сотни поклонников и поклонниц, чтобы взять автограф.
Одна из кричалок звучит так: «Нужен гол!». Не меньше, чем гол, сегодня нам нужно осознать, что не у каждой республики и региона есть команда, играющая в премьер-лиге, и сделать все возможное, чтобы нальчане в ней остались. Футбол – это искусство, это, можно сказать, шоу. А в шоу важны все детали, начиная от серпантина и заканчивая костюмами участников и ведущих. А поддержка команды должна быть во всем. И давайте оставим разговоры типа «я бы сыграл лучше». Если сыграл бы, почему не играешь?
Вообще у нас уникальная республика. Мы подарили России и всему миру немало имен. Взять, к примеру, Юрия Темирканова, Заура Тутова. На современной эстраде – Катя Лель, Дима Билан, Ефрем Амирамов и многие другие. Футбольный клуб «Спартак-Нальчик» – это тоже наше национальное достояние, поскольку это возможность отойти от своей периферийности и прокачивать бренд республики на российском уровне. Не хочется вспоминать пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», но она весьма актуальна для нашей республики, которая уж слишком нарочито и прямо не хочет сотворить себе кумира, даже если от этого зависит ее будущее.