Сосруко – один из самых притягательных героев эпоса ряда народов Северного Кавказа «Нарты», зародившегося в VIII–VII веках до нашей эры. В одном из преданий говорится: легендарные богатыри, задумавшие погубить самого лучшего, устроили соревнование. Надо было встать на пути колеса «Жан-шерх» (переводится как «острое колесо» в адыгском варианте; в осетинском носит имя «колесо Бальсага») и оттолкнуть его своим телом. Единственным уязвимым местом у Сосруко являлось бедро (за него держал щипцами выковавший богатыря из камня кузнец Тлепш). Им-то, подзадоренный нартами, и отбил он злополучное колесо. Результат известен: «бедренная кость от удара раздробилась, и Сосруко упал полумертвым».
Существует несколько вариантов дальнейшего развития событий: по одному из них Сосруко доскакал до Черного моря, где и умер.
Кардановы утверждают, что их предок, живший шесть поколений назад, знал восемь своих предшественников, хранителей полотенца, а сколько они – известно одному времени. Подтверждением сказанному служит и внимание к артефакту ученых: в 1934 году его держал в руках М.Е. Талпа, один из составителей фундаментального труда «Кабардинский фольклор». О полотенце сообщал в 1963 году автор работы «Фольклорные связи Северного Кавказа» И.В. Тресков, в частности, писавший, что и «поныне, когда кто-либо произносит имя Сосруко, все мужчины и женщины рода Кардановых встают».
Но самое интересное в другом: полотенце Сосруко неоднократно подтверждало свои необыкновенные свойства. И главное из них – способность вызывать дождь! В засушливые периоды односельчане приходили к Кардановым, и те всегда откликались: выносили тряпицу на улицу, кропили водой и обращались с просьбой о дожде. Он начинался или в тот же день, или на следующий – отказов от «небесной канцелярии» не припомнят. Ни разу, хотя обряд сей совершался неоднократно.
Известно и то, что входившие в дом Кардановых снохи по-разному относились к необходимости вставать при произнесении имени Сосруко: одни принимали это как само собой разумеющееся, но были и те, кто противился. И тогда молодые женщины заболевали, чахли на глазах, теряли дар речи, а врачи оказывались бессильны, не в силах понять, что происходит с ними. Выздоровление наступало лишь в том случае, если женщины совершали обряд раскаяния.
Полотенце представляет собой кусочек материи синего цвета размером 55 на 40 см с орнаментом по краям и выцветшими пятнами бурого цвета (скорее всего, от крови), на месте которых образовались прорехи. Идеальная точность рисунка (его геометрическая выверенность не нарушена ни разу), поразительная для ручной вышивки соразмерность стежков отличает узоры, в основе которых дамыгъэ (тамга). Причем тончайшая ткань (вероятнее всего, лен) сохранила узор даже там, где шелковая нить с течением времени распалась. Эксперты в один голос говорят, что они не знают столь искусных работ среди дошедших до нас творений народных мастериц. А ведь, согласно легенде, автором вышивки мог быть только один человек: мать Сосруко Сатаней – еще один не менее известный персонаж эпоса «Нарты».
О необычных свойствах полотенца свидетельствует и эксперимент, проведенный по просьбе Котляровых в лаборатории Кабардино-Балкарского госуниверситета: в стеклянные емкости налили воду, одну из них на несколько часов завернули в полотенце, а потом исследовали методом инфракрасной спектроскопии. Согласно полученным графическим спектрам, «интенсивность пиков в образце № 2 значительно выше (4500) по сравнению с интенсивностью пиков в образце №1 (2250); спектры качественно отличаются друг от друга, что косвенно свидетельствует о разной структуре исследуемых образцов. Таким образом, выдерживание воды в полотенце влияет на ее структуру».
Значит, перед нами ткань не простая, а обладающая особыми параметрами. Каковы они, должен ответить рентгеноструктурный анализ, который обещают провести в лаборатории КБГУ осенью. С помощью более сложных исследований (семья Кардановых не возражает) можно узнать и предположительный возраст полотенца. И тогда, возможно, удастся выяснить, когда же на самом деле жили нарты, которые, согласно эпосу, «были людьми огромного роста и необыкновенной физической силы».