Говорили о женщине

Не дожидаясь 8 Марта, участники конференции в Нальчике сделали женщину главным действующим лицом истории

В Нальчике, в Социально-гуманитарном институте на базе Кабардино-Балкарского госуниверситета, состоялась научная конференция РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории) под названием «Женщина юга России: прошлое определяет настоящее».

На конференции говорили о том, как история женщин разных народов отразилась на их настоящем, что и как изменилось, а что осталось таким же. Это подталкивало к размышлениям: что ждёт женщин всего мира через десять, двадцать, тридцать лет?

Каждый доклад привлекал внимание

Не дожидаясь 8 Марта, участники конференции в Нальчике сделали женщину главным действующим лицом истории

Поскольку на конференцию съехались учёные из разных регионов России и даже из-за рубежа, анализировалась история женщин разных национальностей. Но поскольку конференцию принял Кавказ, само собой разумеется, что особое внимание уделяли кавказской женщине. Среди десятков выступающих представительниц республик Северного Кавказа было лишь несколько, но каждый доклад привлекал внимание и вызывал интерес, поскольку исследовались самые разные аспекты жизни женщины на протяжении веков.

Так, например, доктор исторических наук Нина Гарунова, профессор кафедры истории России ХХ века Дагестанского госуниверситета, рассказала об имущественном положении женщин в на территориях по берегам Терека. В докладе Гаруновой прозвучала информация о том, что когда-то первые коньячные заводики в Дагестане были построены именно женщинами. Вином из кизлярского винограда торговать было затруднительно, поскольку оно быстро портилась, и именно женщины начали делать из этого винограда коньяк.

Зарема Ибрагимова, старший научный сотрудник отдела Центральной Азии и Кавказа московского Института востоковедения РАН темой своего доклада выбрала историю чеченской женщины Таймасхан Маловой и её взаимоотношений с российским императором. Доклад Ибрагимовой подчеркнул силу духа, твёрдость характера и приверженность традициям, свойственные чеченской женщине.

Всё своими именами

Большинство докладов касалось вопроса взаимоотношения полов, гендерного самосознания мужчин и женщин и его трансформации с течением времени. Например, Замза Кодар, директор НИИ социальных и гендерных исследований Казгосженту в Алматы посвятила свою работу сексуальности мужчины и женщины в современном обществе. При этом она отметила, что на постсоветском пространстве эта тема только-только становится предметом дискуссий. «Мы теперь можем называть своими именами всё, что боялись называть в прошлом», – заметила Кодар. Главное, что, по её мнению, изменилось в наши дни, – у женщины появилось право выбора. «Раньше всё определял культ отца, культ мужа, мужчина решал всё. Теперь это не так. Например, у нас в Казахстане распадается каждый третий брак, причём инициатором развода становится женщина. Она не хочет терпеть мужа-насильника, мужа-алкоголика», – отметила исследовательница из Казахстана. Замза Кодар отметила, что теряет свою силу существовавший веками культ мужчины. И привела пример: «На Кавказе до сих пор существует умыкание невесты. А у нас украли девочку, причём парень её не тронул, привёз к своей маме. А девушка посадила похитителя на 7 лет».

Полигамные браки

Поднимался и вопрос полигамных браков. Так, Ольга Павлова, кандидат педагогических наук из Московского городского психолого-педагогического университета, рассказала об отношении к полигамным бракам чеченской молодежи.

– Ещё в 2006 году Рамзан Кадыров говорил, что в Чечне нужно многожёнство, объясняя это тем, что в ЧР женщин больше, чем мужчин: «Все они должны быть устроены в жизни. Многожёнство разрешают наши обычаи, наша религия», – сообщила в своём докладе Павлова, отметив, что по результатам недавнего опроса за полигамию выступает 81 процент чеченских юношей и только 11 процентов девушек.

О многожёнстве говорила и Заира Тлехурай, преподаватель кафедры археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского госуниверситета. Она в числе прочего рассказала о примерах многожёнства в наши дни, виденных ею в селениях, в том числе и кабардинских. «Двоежёнец, как правило, содержит жён в отдельных домах, причём постоянно живёт с одной, регулярно посещая другую. Отношение к этому в целом негативное. На уровне описания и группового сознания вторых жён считают временными жёнами либо просто любовницами. Многожёнцы встречаются среди мужчин с достатком на среднем уровне и ниже среднего», – отметила Тлехурай. По её информации, в Адыгее мужчина взял вторую жену, не имея постоянного заработка. Женатый молодой человек женился на достаточно обеспеченной женщине, и та его практически содержит. За счёт материальной помощи второй жены он обеспечивает первую жену и её детей.

А Мария Васеха, аспирантка ИЭА РАН из Москвы, посвятила свои изыскания тому, как менялась с годами значимость так называемого «постельного обряда» у старожилов и переселенцев в Западной Сибири. Она рассказала, какое значение в старину придавалось целомудрию невесты и как дело обстоит сейчас. Учёные, участвовавшие в работе секции, отметили, что практически во всех регионах России этому придают уже не такое серьёзное значение, если придают вообще. В том числе и на Кавказе. А Екатерина Воробьёва, аспирантка Института социологии РАН, исследовала гендерный аспект криминальной и художественной татуировки, подробно рассказав, какое значение татуировке придают мужчины, а какое – женщины.

Мы можем и не дождаться

Работа одной из секций была посвящена гендерной революции на Кавказе. Однако там учёные пришли к выводу, что, скорее всего, гендерная революция там произойдёт, но не так скоро. Мы можем и не дождаться.

Юрий Анчабадзе, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, сказал: «Думаю, что сущность кавказской женщины позволит ей комфортно существовать в новом обществе, у неё уже появляется равноправие с мужчинами, экономическая независимость, когда она может содержать и себя, и детей. Но это ещё не гендерная революция. Многие горянки добиваются в жизни значительного успеха. Но ни одна не сможет отказаться от традиционных нормативов поведения, и стереотипы – своеобразная опора кавказской женщины».

«Историю делают женщины, а запоминает она только мужские имена» – всё время работы конференции эти слова Генриха Гейне были самой популярной цитатой, которую использовали в докладах многие.

Все время работы конференции участники обменивались интереснейшей информацией. В течение двух дней им показывали самые красивые места Кабардино-Балкарии, организовывали экскурсии. Заканчивая работу последней секции, одна из организаторов конференции, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории КБР КБГУ Мадина Текуева сказала её участникам:

– Вы хорошие учёные, к каждому из вас мы относимся с глубоким уважением. И не только гендерные конференции нас собирают и будут собирать вместе. Вы сейчас разъедетесь по своим регионам, так расскажите там: на Кавказе вовсе не так страшно! Как и везде… Кавказ – это часть России, мы с Россией уже сколько лет вместе и не хотим жить без неё. Мы хотим быть частью Российского государства и будем ею!