Оказалось, ДУМ КБР постепенно упорядочивает похоронные обряды на территории республики, приводя их в соответствие с нормами ислама. Несмотря на то, что установки ДУМ носят рекомендательный характер, в мусульманских семьях начинают потихоньку отказываться от многого, раньше казавшегося обязательным. Как выяснилось, никто не запрещает помогать деньгами семье покойного: смысл рекомендаций ДУМ заключается в другом.
Как объяснил заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Анзор Емкужев, запрещается только составление родственниками умершего списков соболезнующих. В таких списках обычно раньше указывалось, кто сколько денег принёс семье, и потом в соответствии с этими списками осуществлялась раздача «поминальных» кульков с продовольствием. «Это не имеет ничего общего с исламом. Надо отучать людей от составления списков с указанием сумм, кто сколько дал», – подчеркнул Емкужев.
Однако, уточнил зам. председателя ДУМ, родственникам и близким людям не возбраняется помочь семье умершего в той или иной форме, если это делается не по обязанности, а от души. «Искренние пожертвования из благих побуждений только приветствуются. Можно поставить во дворе деревянный ящичек для саадаки», – объяснил Емкужев.
«Запрещается составление списков соболезнующих (тех, кто жертвует своим имуществом) с целью раздачи кульков (пакетов) согласно этим спискам. Данное деяние является отвратительным нововведением, не имеющим ничего общего с истинным исламом. Более того, и те, и другие зарабатывают грех, если они были неискренни, так как любое деяние должно совершаться только ради довольства Всевышнего Аллаха… Однако есть соболезнующие, которые искренне хотят сделать пожертвование, чтобы поддержать родственников и оказать помощь семье умершего из благих побуждений ради Аллаха. Для таких целей можно поставить урну для саадака, чтобы каждый желающий мог пожертвовать посильную сумму, не афишируя свою благотворительность», – сказано в постановлении ДУМ КБР «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман».
По словам заместителя председателя ДУМ КБР, бороться приходится и ещё с одним обычаем. Было заведено, что родственники умершего после похорон забивали скот, чтобы раздавать мясо или угощать людей в память о покойном. Иногда людям приходилось резать последнюю корову или влезать в долги, лишь бы окружающие не подумали о них плохо, не сочли скупердяями. «Сейчас имамы объясняют родственникам покойных, что вовсе не обязательно резать скот, можно просто совершать благие поступки – помочь сиротам, оказать содействие в строительстве мечети и так далее», – рассказал Анзор Емкужев.
Он объяснил, что постановление «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман» было издано ещё в 2004 году. Текст постановления раздали имамам, но, поскольку большинство из них консервативны, поддержку населения священнослужители обеспечить тогда не смогли. «Поэтому не так давно было принято решение: постановление это переработать, снабдив подробными объяснениями. Мы стараемся популярно донести суть документа до мусульман республики. Вот поэтому и начались разговоры, что «деньги на соболезнования носить теперь не принято», – объяснил Емкужев.
Отвечая на вопросы корреспондента, Емкужев рассказал, что для покойного, согласно исламу, нужно три облачения: покрывало, саван и хамис – рубаха из куска ткани, сложенного пополам. Могильный памятник должен быть скромным, без изображений. «Расточительство не приветствуется. Человек создан из земли, и туда же уходит», – подчеркнул Емкужев.
Зам. председателя заметил, что в жизни случается всякое, но независимо от того, как мусульманин умер, есть общее для всех. «У каждого есть душа из света Всевышнего, тело, которое пришло из земли, потом туда же и уходит, а затем восстаёт, и семена, которые дают ростки под дождём, который случится за 40 дней до Судного дня», – подчеркнул Емкужев.