В воскресенье поисковики работали на границе с Ингушетией, неподалёку от села Нижний Курп, где в сентябре 1942 года шли ожесточённые бои. Холмы тогда были буквально изрезаны окопами, в которых так и остались сотни, а то и тысячи советских солдат. Исследуя местность и работая лопатами и металлоискателями, поисковики извлекают останки погибших, чтобы затем те были преданы земле со всеми воинскими почестями.
После нескольких часов работы отряду удалось восстановить конфигурацию окопа, в котором приняли смерть несколько советских бойцов.
– Фашисты обошли наши окопы, сделав крюк, и по советским бойцам стреляли сверху и сзади, считай – в спину. Здесь, на Курпских высотах, как их теперь называют, шли серьёзные бои примерно с 10 по 18 сентября, и можно себе представить, сколько здесь лежит наших ребят, – рассказал подполковник милиции в запасе Евгений Кузьмин, заведующий военным музеем в республиканском филиале Краснодарского университета МВД РФ.
Руководитель группы МВД по КБР подполковник полиции Олег Заруцкий рассказал, что обнаружен этот окоп, как и большинство мест, где идут поисковые работы, руководителем отряда Андреем Степановым.
– Копаем вместе, но найденный окоп – это его заслуга. Видимо, результат умелого сбора информации, опыта и интуиции, – считает Заруцкий.
Солдатские останки поисковики складывали на приготовленный заранее лист полиэтилена. Как рассказал Андрей Степанов, судя по всему, в окопе вели бой, там же и погибли четыре человека. Кроме останков, были обнаружены солдатские ботинки. Большинство из них, как определил Евгений Кузьмин, были солдатскими, полученными по ленд-лизу. Но есть среди них и пара офицерских сапог, что вместе с «кубиком», найденным в окопе, позволило предположить, что среди погибших был лейтенант. Заур Бекалдиев обнаружил и аккуратно извлёк из земли солдатскую каску с пулевым отверстием.
Поисковики предположили, что один из бойцов, видимо, последний живой в этом окопе, взорвал себя гранатой, и его буквально разорвало на куски. Как объяснил Кузьмин, если судить по останкам, взорвался ещё живой человек. И, скорее всего, солдат сделал это, решив, что лучше смерть, чем плен.
Но по-настоящему опасной находкой поисковиков оказались две не разорвавшиеся, но повреждённые гранаты. Когда прибыла оперативно-следственная группа ОМВД РФ по Терскому району, приехавшие полицейские сделали всё для транспортировки останков, с которыми следователям придётся ещё работать, а для того чтобы обезвредить гранаты, вызвали специалистов.
Олег Заруцкий объяснил, что транспортировка гранат куда-либо представляла серьёзную опасность, поэтому их пришлось обезвреживать на месте. Это было сделано взрывотехниками ОМОН МВД по КБР вдали от дороги, в специально для этого вырытом углублении. Но всё равно взрыв оказался пугающе мощным.
Для идентификации найденных останков будет сделано всё возможное. Вероятность установления имён погибших была очень невелика, пока поисковики не установили, что как раз в этом месте держала оборону 11-я стрелковая дивизия НКВД. Ребята сделали запрос о её составе, и теперь вполне возможно, что хотя бы имя погибшего офицера станет известно. И все найденные в окопе будут похоронены, как положено хоронить героев, со всеми воинскими почестями.
А поисковики завершили свой рабочий выходной, помянув найденных солдат на скатёрке, расстеленной на капоте машины. За последние полтора года ими найдены останки 14 бойцов вблизи сёл Верхний Курп и Акбаш, одного – в Хасанье, четверых – близ границы с Ингушетией. Все, кроме последних четверых, уже достойно похоронены.