– Эта призывная комиссия состоит из уважаемых людей, в неё входят главы администраций или их заместители, начальники РОВД, священнослужители, молодые люди, пользующиеся авторитетом в том или ином населённом пункте. Потом призывника привозят к нам, – рассказал начальник отдела призыва Республиканского военного комиссариата Кабардино-Балкарии Тимур Макоев.
Ранее в СМИ сообщалось, что в Дагестане введён институт поручителей, созданный по указанию Минобороны. Поручители должны контактировать с призывниками и выезжать в часть в случае правонарушений или других ЧП, а также контролировать службу «своих» призывников – чтобы не было преступлений, дезертирства и избиений солдат из других регионов.
– А у нас в призывные комиссии уже давно собирают самых уважаемых людей. Это даёт повод мне, выступая перед призывниками, сказать им: за вас поручилась представительная комиссия из уважаемых людей, не подведите! В общем-то, эксцессов, связанных с нашими ребятами, не было. Парней с Кавказа сейчас призывают немного, и я им говорю: не уроните достоинство республики, вас мало, но вы в тельняшках! Плохих писем от командиров частей у меня нет, – говорит Макоев.
Он считает, что в дагестанской практике личного поручительства ничего плохого нет.
– Думаю, их жизнь заставила. Бывает так, что кавказский парень не хочет выполнять распоряжение командира – скажем, мыть полы. А тут вспомнит, что отвечать придётся ещё и перед стариками, муллой или имамом, или учителем… Не дай Бог, скажут: «Ты нас опозорил». И прежде чем выпендриваться, задумается, – говорит начальник отдела призыва.
– Но в первую очередь хочется, чтобы наших ребят, парней с Кавказа, всё-таки брали в армию, – считает Борис Биттиров, подполковник в отставке, директор кадетской школы-интерната в посёлке Октябрьском. – Хотят-то в армию сейчас уже многие… Если раньше давали деньги, чтобы не служить – сейчас многие платят, чтобы попасть в армию. Конечно, я как офицер не большой сторонник проникновения гражданских институтов в армию – это я говорю о Дагестане. Парень в 18 лет должен свою голову на плечах иметь. Но, видимо, это создается не просто так… Если кому-то нужно – конечно, пусть будет...
Макоев же считает, что призывники должны проходить строгий отбор. «Неправильно, что в МВД отбирают, в ФСБ отбирают, а в армию берут всех. Туда должны идти самые достойные, чтобы не перевоспитываться там, а в нормальных условиях проходить боевую подготовку», – говорит начальник отдела призыва республиканского военкомата.