Беда эта называется – стройка.
Стахановские методы
Рядом с нашей пятиэтажкой возводят высотный дом. Честно говоря, не знаю, что там планируется. Пытался выяснить в некоторых инстанциях – там тоже точно не знают. У самих строителей пока не спрашивал. Но вроде не жилой дом, судя по конфигурации оконных проёмов, а какое-то учреждение. Суть не в этом. Когда само здание росло потихоньку, этаж за этажом – ещё ничего. Ну, работали строительные краны, бетономешалки – терпимо. К тому же мы понимаем: город растёт, строительство идёт. Хотя и было жалко нашего тихого уголка в центре города. Впрочем, тихим он уже давно не является. Новые хозяева, скупившие частные дома на этой улице, тоже занимались перестройкой (не в горбачёвском смысле слова, а в буквальном), поэтому мы постепенно стали привыкать к звукам, производимым различными строительными инструментами. Тоже понятно – людям обустраиваться надо. Но это всё было как-то более локально и менее продолжительно. А теперь – глобально, и с утра до вечера без выходных. Это я о работе перфоратора, различных дрелей, визг которых просто буравит мозги и сматывает нервы в клубок. Как я понимаю, у строителей в конце года аврал. Стройка переходит в завершающую стадию отделочных работ, а поэтому трудятся там по-стахановски, не зная выходных и праздников. Если учесть, что с другой стороны метрах в пятидесяти идёт очередная стройка в частном доме, где также работает перфоратор, да и в самом подъезде соседи затеяли перепланировку квартиры со всеми вытекающими последствиями, картина вырисовывается и вовсе мрачная. Как говорят англичане, «мой дом – моя крепость». В данном случае крепость, осаждённая со всех сторон.
И куда пенсионеру податься?
Ну, мне лично ещё ничего, я на работу хожу, встречаюсь с разными людьми, делаю интервью. Короче, отдыхаю от всего этого строительства. Но как-то провёл несколько дней подряд дома. Как раз выходные были, затем День единства и согласия – всероссийский праздник. Ощутил всю прелесть, так сказать, строительных работ по соседству. Какое уж тут единство и согласие! Спросил у мамы-пенсионерки: «Как ты здесь находишься всё время?» – «Вот так и живём, – отвечает она. – Приходится наглухо закрывать окна, форточки, хотя деньки хорошие стоят, лишь бы этого ужаса не слышать». Опросил других соседей: может, думаю, просто это я такой нервный стал, вконец меня журналистика доконала? Лейтмотивом ответов моего мини-опроса было категорическое: «Просто достали!». Хуже всего, конечно, пожилым людям, которые больше времени проводят дома. Одна женщина сказала, что у неё дома посуда трясётся – их подъезд находится ближе к строящемуся объекту. У неё тоже давление поднимается от этого несмолкающего буравчика. Вторая пенсионерка стала всё чаще уезжать к дочери, которая живёт в другом микрорайоне. Потому что у неё сердце пошаливает, и она боится, что оно может не выдержать. Наши пенсионеры стали выходить в сквер возле Соборной мечети, отдыхать от домашних условий. Но сейчас уже холодает, долго там тоже не посидишь.
Новый метод обучения со сверлением в мозгу
Кто-то, наверное, скажет: вот, коснулась самого журналиста такая проблема – он и начал статью писать. Ну что ж, действительно, порой так и бывает: «пока жареный петух не клюнет», как говорится… Но эта проблема, думаю, актуальна не только для нашего дома, улицы, квартала, микрорайона. Знаю, что не раз мои коллеги поднимали эту тему. Воз, правда, как видим, и ныне там. Заглянул в Интернет – что там в других городах со строительными шумами? Москвичи, оказывается, просто стонут. Потому что там строительство ведётся большое, порой работы не прекращаются и по ночам. И прожектора со стройплощадок людям в окна по ночам светят, и отбойные молотки грохочут, и перфораторы работают. По ночам! В милицию обращаются, участковых привлекают. А строители в авральном порядке выплачивают штрафы и продолжают своё дело. Прочитал про это и даже немного успокоился. Вот ведь натура человеческая! Есть же те, кому ещё хуже, чем нам – значит, жить ещё можно, нечего стонать!
В нашем славном городе Нальчике до такого московского беспредела дело пока не дошло. Но, может, всё ещё впереди? Мы ведь раньше тоже удивлялись столичным «пробкам» на дорогах. А теперь они и у нас порой возникают. Недавно один знакомый своё опоздание на наш еженедельный футбольный междусобойчик объяснил тем, что стоял в «пробке». Нальчик тоже ведь столица – хоть маленькая, но гордая! В других городах, оказывается, та же проблема со строительными шумами стоит в полный рост.
Я с большим уважением отношусь к профессии строителя. Профессия эта – одна из древнейших, важная, нужная людям. И в жару работать порой приходится, и на морозе под продувным ветром. Одно время сам прикоснулся к этой профессии. Это когда в армии служил, в стройбате на космодроме Байконур. У нас и очередные звания присваивали именно на День строителя. Правда, наши строительные бригады возводили объекты, которые были удалены на десятки километров от ближайших жилых домов. И тревожили разве что степных скорпионов, а кочующие сайгаки такие объекты обегали стороной. А тут строящийся объект расположен буквально в десяти метрах от жилого дома. С другой стороны, на улице Захарова, между прочим, находится школа – тоже в считанных метрах. Моя родная нальчикская школа №6. И учителям в ней теперь тоже приходится сеять разумное, доброе, вечное под сверлящие мозг звуки перфоратора. Не знаю, может, так материал лучше усваивается? Надо будет у преподавателей спросить.
Кому законы писаны
Уважаемые строители! Вы же знаете не хуже, а, наверное, лучше меня, что есть нормативные акты, санитарные нормы, которых следует придерживаться при проводимых строительных работах. Санитарные нормы допустимого шума, проникающего в жилые помещения, общественные здания, а также на территорию жилой застройки от внешних и внутренних источников, утверждены ещё в 1984 году. И действуют они до сих пор.
Санитарные нормы являются обязательными для выполнения всеми министерствами, ведомствами и организациями, проектирующими, строящими и эксплуатирующими жильё, общественные здания и прочее.
По закону запрещено производить ремонтно-строительные работы вблизи жилых массивов в ночное время, в выходные и общегосударственные праздничные дни, которые официально объявлены нерабочими.
Начинать шумные работы в будние дни можно не ранее 9.00, а заканчивать – не позднее 19.00. В некоторых регионах России – не позднее 20.00.
Строительные работы, если они ведутся непрерывно, должны занимать по времени не более шести часов в день. Если необходимо более длительное время для проведения работ, то обязателен часовой перерыв. Кстати, замечу также, что, хотя это и не оговаривается отдельно санитарными нормами строительных работ, маленьким детям в близлежащих домах в обеденное время необходим двухчасовой сон.
Запрещено применение оборудования и инструментов, вызывающих превышение допустимого санитарно-эпидемическими нормами уровня вибрации и шума, который в дневное время составляет 40 дБА.
Ремонтные работы следует вести таким образом, чтобы не причинять ущерб смежным помещениям. Следует отметить, что по закону нельзя загромождать строительными материалами, а также строительным мусором места общего пользования и пути эвакуации жильцов на случай чрезвычайной ситуации.
За соблюдением этих норм и требований обязаны следить cанэпидемстанция (делает замеры уровня шума, составляет по этим фактам протоколы), Роспотребнадзор, а также участковый, который принимает письменные заявки о нарушениях от жильцов дома и при необходимости присутствует на месте разбирательства. По закону за нарушение норм проведения ремонтно-строительных работ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа или предупреждения.
И захотелось в Норвегию…
Но у нас законы пишутся и, как известно, далеко не всегда соблюдаются. Я ведь уже сказал в начале статьи, что несколько выходных и праздничных дней, проведённых дома, заставили меня обратиться к этой теме. А что в законе говорится о строительных работах в выходные дни? Говорится, что они запрещены. Вот и сделайте выводы, уважаемые строители! Уровень децибел мы пока не мерили. Но мы постараемся понять вас, а вы постарайтесь понять нас.
Обошёл я этот строящийся объект, посмотрел, откуда идёт ненавистный грохот. Работы проводятся уже внутри возведённого здания. Скажите, а нельзя в зияющих пока оконных проёмах поставить для звукоизоляции хотя бы фанерные щиты? Это уже значительно снизило бы громкость производимого шума. Да, понимаю, тогда темновато будет работать. Но если есть возможность подключать к электричеству различные строительные мозгодробительные инструменты, то, наверное, есть и возможность организовать подсветку. Или я неправ?
И всё-таки наивный я, наверное, человек. Не так давно в субботний день сам устанавливал на стены книжные полки. Так переживал, не сильно ли я соседей потревожил своей дрелью, специально перерывы в работе делал. Рассказал о нашем осадном положении своему другу, который одно время поездил по Европе, пожил там в разных странах. Он сказал, что в Германии, например, или в Норвегии такую строительную компанию, как бы это помягче выразиться, а то мой друг человек прямой… Скажем так, сильно призвали бы к ответу. От одних штрафов разорилась бы. А потому там такое в принципе невозможно. Там работают со звукоизоляцией, с соблюдением всех санитарных норм. Мелькнула предательская мысль: хочу в Норвегию! Давно мне эта страна нравится. Но отогнал эту мысль от себя. Я всё-таки патриот нашей страны со всеми её бедами и болями.
А пенсионеры из нашего дома сейчас стали активно читать объявления в газетах о предлагаемой работе. Можно ведь и на пенсии нянечкой поработать, или там сторожем где-нибудь. Лишь бы конца строительства дождаться. И дожить до него.