Тем большую ценность представляет сообщение исследователей из Кабардино-Балкарии Марии и Виктора Котляровых о находке, только что сделанной в Баксанском ущелье.
Космический корабль над Былымом
В верховьях села Былым, что лежит по трассе, ведущей в Приэльбрусье, с помощью местного жителя Назира Хапаева ими зафиксированы рисунки древних художников. Их около пяти десятков – животные (волки, олени, снежные барсы(?), неизвестные звери), фантастические существа, различные знаки (преимущественно солярные), всадники, изображение человеческой руки значительно больше обычной, хотя заметно, что её не рисовали, а обводили. О том, что рисовавший был очень высокого роста, косвенно говорит и тот факт, что рисунки сделаны на высоте до трёх метров. На этой высоте, кстати, располагаются и писаницы, найденные ранее.
Одно из изображений, чем-то напоминающее скособоченный прямоугольник с расположенными поверх него, выразимся так, «очками» с раскрытыми дужками, не поддаётся расшифровке. Но так как древние художники рисовали только то, что видели, это графическое изображение даёт пищу самому богатому воображению, вплоть до того, что перед нами нечто, схематически напоминающее корабль инопланетных пришельцев. Но ведь в Приэльбрусье уже в наше время местные жители неоднократно наблюдали НЛО. Более того, в 1989 году именно в Баксанском ущелье десятки очевидцев видели странный летательный аппарат с какими-то перемычками (свидетельства эти зафиксированы даже в отчётах МВД). Ранее М. и В. Котляровыми в Тызыльском ущелье, располагающемся параллельно Баксанскому, найдено и введено в научный оборот изображение двуглавой птицы, держащей в когтях нечто напоминающее капсулу спускаемого космического аппарата.
Автор рисунков – женщина
Но вернемся к писаницам, как ещё называют подобного рода рисунки. Несмотря на то, что они расположены на открытом всем ветрам и снегам скальном участке и что солнце безжалостно выжигало их на протяжении многих столетий, рисунки сохранились, не исчезли полностью, слившись, правда, с текстурой скал. Скорее всего, именно по этой причине они не были замечены людьми на протяжении долгих лет, хотя пешеходная тропа (правда, давно не посещаемая) проходит неподалёку.
Но стоило только полить скалу водой – и писаницы высветились, ожили; бордовая охра (именно она чаще всего использовалась древними художниками) обрела свой первоначальный цвет, засверкала под ярким ноябрьским солнцем. И время словно отступило назад, из прошлого возникла живая картина: женщина, стоящая у скалы, старательно наносит пальцами на ровную поверхность штрихи, которым суждено жить века. Почему именно женщина? К такому выводу совсем недавно пришли американские учёные, изучившие сотни отпечатков, оставленных древними людьми, и установившие, что первыми художниками на земле были женщины.
Аланское святилище
Обнаруженный в Баксанском ущелье памятник интересен не только писаницами, датировку которых ещё предстоит уточнить (их возраст, как считает археолог Валерий Батчаев, может исчисляться тысячелетиями), но и тем, что под ними, на выступе, исследователями Котляровыми собрано большое количество лежащих прямо на поверхности наконечников стрел.
Алексей Пьянков, ведущий научный сотрудник ООО «Западно-Кавказская археологическая экспедиция» (Краснодар) сообщает об их датировке следующее: «Представленные наконечники могут быть довольно уверенно сопоставлены с конкретными типами по классификации А.Ф. Медведева, что позволяет с большой долей вероятности датировать их VIII–X веками».
А то, что наконечники стрел соседствуют с писаницами, свидетельствует: найдено средневековое святилище. Такие святилища, говорит ознакомившаяся с находкой хранительница Государственного Исторического музея Анна Кадиева, известны на Северном Кавказе, но наличие в них скальных писаниц для указанного времени отмечается впервые, вследствие чего выявленный памятник представляет огромный научный интерес. Необходим его профессиональный осмотр и фиксация.
Такой выезд учёных на место ожидается уже в ближайшее время.
Стрелы для Афсати
По стилистике изображений, в частности, изображения оленя с раскидистыми ветвистыми рогами, рисунки близки петроглифам Кяфарского городища, датирующегося IX–XII вв. Наконечники стрел, собранные под скалой, относятся к черешковым трёхлопастным наконечникам с упором, нередко встречающимся в погребениях Северного Кавказа, датированных VIII в.
Таким образом, обнаруженный комплекс является средневековым святилищем, которое, судя по изображению оленя, может быть посвящено аланскому охотничьему божеству, получившему в этнографическое время имя Афсати. Для горцев Северного Кавказа весьма характерен обычай оставлять в святилищах стрелы, причем традиция эта археологически зафиксирована вплоть до нового времени.
Выявленный памятник представляет огромный научный интерес, поскольку, хотя средневековые святилища и известны на Северном Кавказе, наличие в них скальных писаниц для указанного времени отмечается впервые. Таким образом, представляется необходимым профессиональный осмотр и фиксация данного памятника.
Тысячелетие назад…
Говоря о датировке стрел, следует учитывать, что предметы не чищены (корродированы), и перья повреждены (их части утрачены). Это не позволяет точно представить их форму и, соответственно, точно сопоставить с известными типами. В то же время отдельные наконечники могут быть довольно уверенно сопоставлены с конкретными типами по классификации А.Ф. Медведева.
Например, наконечники №№ 1 и 7 очень близки типу 14, бытовавшему в VIII–X вв. (А.Ф. Медведев. «Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв.» М. 1966, с. 59, табл. 15, 15).
Наконечники №№ 3 и 4 близки типу 18, которые использовались в VIII-IX вв. (А.Ф. Медведев, 1966, с. 60, табл. 12, 9-10).
Наконечник № 6, возможно близок к типу 81, встречавшемуся с X по XIII вв. (А.Ф. Медведев, 1966, с. 80, табл. 17, 4).
Остальные наконечники стрел либо датируются широко, как наконечник №11, сопоставимый с типом 13 и бытовавший с I по IX вв., либо атрибуция их затруднена.
Если основываться на наших определениях наконечников стрел в современном их состоянии, то можно с большой долей вероятности датировать стрелы VIII–X вв.