Черкесский островок на Британском острове

Я бы не хотела создавать центр, который станет очередным сборищем экстремальных последователей какой бы то ни было религии

Любовь Балагова-Кандур по специальности литературный редактор, пишет стихи, живёт в Лондоне. В настоящее время работает над созданием адыгского культурного центра в столице Великобритании.

Я бы не хотела создавать центр, который станет очередным сборищем экстремальных последователей какой бы то ни было религии

Именно в Англии

– Постоянно занимаясь адыгской культурой, я провела несколько «круглых столов» на Ближнем Востоке – официальных и неофициальных. Для элитной интеллигентной публики провожу поэтические вечера в этом регионе и в Великобритании, читаю свои произведения на русском, адыгском, английском языках.

Во время этих встреч и обсуждений я пришла к пониманию того, что надо создавать национальный центр именно в Англии. Европейские черкесы не всегда находят точки соприкосновения, общие интересы и устремления с адыгами в Турции, Иордании, потому что у них другой менталитет (хотя большинство адыгов, живущих в Великобритании, – выходцы из Турции).

В адыгской среде

Адыгская общественная организация – Хасэ – есть в Германии (тоже в основном турецкий состав). В Англии много адыгов, в том числе и студентов из России.

Я обратила внимание, что есть много соблазнов, которыми черкесская молодёжь может увлечься, если для неё не будет создан центр, где молодые люди будут общаться со старшими, ощущать себя в адыгской среде частью зарубежного национального сообщества и сознавать, что в чужой стране есть кусочек родины. Это будет налагать на них определённые обязательства.

Одна из опасностей состоит в том, что находится немало «охотников за головами», которые стремятся «поиграть умами», использовать молодёжь в корыстных целях. Важно, чтобы наши молодые соотечественники не только следовали правилам поведения, выработанным предками, соблюдали хабзэ, но и понимали последствия общения с приверженцами радикального ислама, которые исподволь или прямолинейно насаждают свои взгляды. Надо формировать твёрдую гражданскую позицию у нашей молодёжи, а этим никто всерьёз не занимается.

Молодые черкесы должны чувствовать ответственность за собственное поведение, действия или бездействие. Черкесские дети в Англии могут обучаться адыгскому языку, узнавать историю своей страны, своего фамильного рода.

Помещение будет

Я разработала проект, который поможет расширить деятельность нашего культурного центра. Суть его в том, чтобы добиться от лондонской мэрии получения помещения для черкесского сообщества (документы я уже подготовила). В Великобритании существует закон, в соответствии с которым этническое сообщество численностью более трёхсот человек может получить официальный статус национальной общественной организации.

Адыгэ хасэ в Лондоне существует не только виртуально (мы общаемся в интернет-пространстве), но и реально. Иногда удаётся организовывать встречи в библиотеках. Если такой возможности нет, встречи происходят у меня дома. Иногда собирается до пятидесяти человек – двери моего дома открыты для соотечественников. Я сотрудничаю с университетом в Лондоне, в наших собраниях участвуют славянисты, кавказоведы.

Черкесская элита

Земляки с удовольствием объединяются вокруг центра притяжения, но со временем мы пришли к выводу, что хаотичная, бессистемная общественная деятельность при отсутствии помещения должна перерасти в нечто большее. Мы уже прошли этап становления, пора выходить на новый уровень. Представители черкесской элиты, находясь в Европе, продолжают заниматься наукой, литературой и стремятся к расширению научной деятельности – собирать материал, создавать энциклопедии. Очень много наших соотечественников имеют сильную адыгскую идентичность. Важно, чтобы кабардинская элита сознавала собственную значимость.

С просьбой о поддержке

Я намерена обратиться к главе Кабардино-Балкарии, к учёным республики с просьбой о поддержке, и в первую очередь – в виде книг, литературных произведений, учебных изданий. Мы хотим перенести в новый центр адыгский дух, наши истоки для того, чтобы адыгские дети росли в адыгской среде.

Я обучаю адыгских детей бесплатно, потому что позволяет финансовое положение. Если же обучаемых станет больше, придётся искать педагогов, оплачивать их работу.

В США адыгский язык ввели как один из иностранных языков в колледжах.

Мы намерены добиваться преподавания в Англии адыгского языка в университете – как одного из древнейших и погибающих языков мира. Буду подавать документы в Оксфорд.

В Кембридже открыли отделение кавказоведения, но оно в основном ориентировано на азербайджанскую культуру.

Нам нужна поддержка с родины, чтобы в случае открытия специализированного университетского отделения мы могли сказать: с нашей стороны содействие будет осуществляться на уровне главы Кабардино-Балкарии.

Без промедления

Этот вопрос нужно решать незамедлительно. Каждую неделю в мире погибает, прекращает существование, исчезает два языка. Англия помогает не только умирающим людям, но и умирающим языкам.

Когда сохнет дерево, мы его поливаем. Языку тоже нужна подпитка.

Секрет, природу творения мы не знаем. Всевышним созданы и языки народов мира.

Какая трагедия происходит для человечества, когда умирает народ, а значит, и его язык, никем не объяснено. Человечество, по сути, одно тело, одно духовное пространство. Если отмирает палец, без него можно жить, но организм становится неполноценным. Это же происходит и с нашей планетой.

Учёные – Вячеслав Всеволодович Иванов и другие – это чётко понимают. Иванов 45 лет занимается восстановлением хаттского языка, который относится к адыгской группе. Учёный делает это не для себя, не ради славы и даже не ради чистой науки – он делает это для человечества. Это, может быть, важнее, чем глобальное потепление.

Люди занимаются энергией, астрономией, спасают одного человека или целый регион… Нужно ли доводить человечество до такого состояния, когда уже нечего будет спасать?

На уровне интуиции учёные борются за спасение языков. Я также чувствую ответственность перед человечеством, и всё, что от меня зависит, сделаю для сохранения языков мира, и в первую очередь – своего родного языка.

На кабардинском

Я пишу на кабардинском языке, и, может быть, поэтому моя книга «Молюсь я на адыгском языке», вышедшая в 2008 г. в США, в октябре была отмечена наградой. По рекомендации Международного союза литераторов и журналистов (APIA-WORLD) мне вручён диплом за особые заслуги перед мировой культурой Комитета «Svetove Ubie Kultyre World Union Of Culture», который является частью Trebbia European Awards.

Благодаря этому я вошла в состав жюри международного кинофестиваля в Монако, который состоится в декабре. Это единственный в мире фестиваль, где представлены фильмы, не пропагандирующие тиранию, насилие.

Заинтересованность

Что касается адыгского центра в Лондоне, то на первое время городской бюджет выделит небольшую сумму. Если выйдем на тот уровень, на который рассчитываем, то нам понадобится поддержка со стороны черкесских бизнесменов. Если мы пойдём по этому пути, на нас могут быть наложены и иные обязательства, которые не всегда совпадают с тем, как правильно нужно вести национальную культурную политику. Я бы не хотела создавать центр, который станет очередным сборищем экстремальных последователей какой бы то ни было религии. Моя цель – создание научно-исследовательского центра, ведущего серьёзные исследования по сохранению и изучению массивного наследия нашего великого и многострадального народа за рубежом. Потому и важно это обращение к руководствам наших адыгских республик и адыгским бизнесменам.

Считаю, что заинтересованность должна быть на уровне главы КБР. Нельзя думать, что за пределами республики ничего не происходит. Мне кажется, что черкесские лидеры должны сделать многое, чтобы молодые адыги за рубежом шли по правильному пути. Они будут чувствовать, что кому-то нужны, будут сознавать ответственность. Это сохранит этнос.

К адыгским лидерам

Хочу обратиться к адыгским лидерам. Всё в наших руках и руках наших президентов, глав регионов. Если адыги за границей поведут себя плохо, попадут в экстремистские группировки, они тем самым запятнают наше имя, наше достоинство. Нельзя, чтобы черкесская молодёжь чувствовала себя не у дел. Надо, чтобы наши молодые люди занимались полезным делом.

В Англии я не знаю черкесов, которые были бы из плохих семей или нищенствовали. Они очень образованные. Но надо заниматься их духовным развитием, чтобы наша молодёжь в Европе понимала: руководство заботится о развитии и сохранении языка.

Например, в Лондоне, при посольстве РФ активно работает отделение Россотрудничества (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству). Президентом РФ Владимиром Путиным был выписан чек на поддержку русского языка в Великобритании. В конкурсе «Пушкин в Британии» принимают участие жители многих европейских стран. Это мудро.

Больше половины адыгского народа проживает за границей, и нам не на кого рассчитывать, кроме как на глав регионов с преобладанием черкесского населения. Черкесская молодёжь должна двигаться в верном направлении. Меня лично этот вопрос волнует до глубины души.

 

 

Справка «МК в КБР»

Балагова-Кандур Любовь Хазреталиевна, 1968 г. р., с. Каменномостское (Кармохабль) – поэтесса, окончила МГУ по специальности «литературный редактор». Кандидат педагогических наук. Работала в московском Институте национальных проблем образования, Институте культурного наследия МО и РАН, была специальным корреспондентом журнала «Москвичка» по странам Ближнего Востока. Ей принадлежат несколько поэтических сборников.

Автор поэтических сборников, научных и публицистических статей по культуре и литературе народов Северного Кавказа. Её книги издаются в России, США и других странах. С 2000 г. Л. Балагова – главный редактор международного литературного ежегодного альманаха «Горизонт», выходящего на трёх языках: кабардинском, русском и английском. Продолжает писать на кабардинском языке.

Живёт в Иордании и Великобритании (в Виндзоре – городе к юго-западу от Лондона, на правом берегу Темзы, где находится летняя резиденция английских королей – Виндзорский замок).

***

Муж Л.Балаговой Мухадин Иззат Кандур родился в 1938 г. в Аммане, столице Иорданского Хашимитского королевства. Его родители – потомки адыгских махаджиров, эмигрировавших в конце XIX столетия с Северного Кавказа, навсегда оставивших родное село Хапцей в Малой Кабарде.

В Клермонтском университете (Калифорния, США) изучал историю и философию, получил докторскую степень.

Более двадцати пяти лет М. Кандур проработал в сфере делового менеджмента в транснациональных компаниях Нью-Йорка и Лондона. Музыкант, учёный, писатель, композитор, дирижёр, кинорежиссёр и сценарист, входит в список пятисот наиболее известных деятелей тысячелетия. Много лет проживал и работал в Голливуде.

***

APIA-WORLD – Международный союз литераторов и журналистов (Великобритания).

Объединение авторов, публицистов и сценаристов, пишущих на русском языке. Председатель – поэт Давид Кудыков, член Союза писателей Израиля, член Пен-клуба, «Человек года-2005» республики Марий Эл.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру