Поиск в Интернете, например, даёт аудио- и видеозаписи песен Асият Аслановой. Но нет сведений о биографии певицы, нет каких-либо интервью с ней даже в нашей республиканской прессе.
Может, это потому, что Асият Асланова, как это принято сейчас говорить, не очень «тусовочный» человек? Всё же, наверное, такая скудость информации несправедлива в отношении певицы, способной собирать полные залы. В общем, накануне Нового года мы решили восполнить этот пробел.
− Асият, вы известная эстрадная певица, и в то же время какая-то засекреченная. Расскажите, пожалуйста, о себе.
− Родилась я в селе Морзох Урванского района в семье простых сельских тружеников. Мой отец Мурат Хажмуратович Асланов работал в совхозе «Комсомольский». Моей маме Нине Хажимаховне Барагуновой по дому работы хватало. Ведь нас в семье пять сестёр. Фатима и Элла сейчас профессиональные повара. Эмма – бухгалтер, как мы шутим, она больше всех нас денег видит. Римма шьёт одежду на заказ, она модельер. Я из сестёр самая младшая. И, наверное, потому была самая избалованная, и, как говорят мои любимые сёстры, самая капризная и вредная. Училась я в средней школе №5 города Нарткалы. Село Морзох – это фактически пригород Нарткалы. Петь я любила всегда, сколько себя помню. Ещё в раннем детском возрасте брала в руки какой-нибудь предмет, отдалённо напоминающий микрофон, и начинала давать концерты. Старалась подражать известным эстрадным певицам. А вот в то, что я действительно могу петь на сцене, поверила в седьмом классе. У нас тогда проходил школьный смотр самодеятельности, и я пела на этом конкурсе. А в девятом классе у нас уже появился свой вокально-инструментальный ансамбль, в котором я солировала. Хорошие музыканты в него входили – Сергей Байтемиров, Валерий Шогенов. Мы с этим ансамблем на районных конкурсах самодеятельности первые места занимали. Кстати, на кабардинском языке я тогда песни не пела. Мы даже на английском пели, мне очень нравилась Алла Пугачёва, песни из её репертуара исполняла.
По окончании школы я поступала на исторический факультет КБГУ. Два экзамена сдала успешно, а на третьем – математике – срезалась. До сих пор не могу понять: зачем будущему историку нужно было сдавать экзамен по математике? Так что историк из меня не получился. В это время в ансамбле «Кабардинка» объявили конкурс, а я любила танцевать национальные танцы, и вроде неплохо получалось. Прошла этот конкурс, меня приняли, тогда «Кабардинку» Мутай Ульбашев возглавлял.
− А как вы пришли на сцену уже в качестве профессиональной певицы?
− Как-то в Нальчике я чисто случайно встретила певицу Ирину Крымову. Она меня знала уже, предложила поучаствовать в республиканском конкурсе эстрадных исполнителей. Устроила мне предварительное прослушивание. А мне очень нравилась песня Аллы Пугачёвой «Так же, как все, как все, как все…». Я начала её петь на прослушивании, и вольно или невольно копировала манеру исполнения Пугачёвой. Ирина Крымова посреди песни остановила меня и сказала: «Знаешь что, а теперь пой-ка своим голосом. У тебя красивый чистый голос, зачем тебе под кого-то подделываться?». Я разучила песни на стихи Биляла Каширгова: «О горы, горы», «Прикоснуться», «Песня о Нальчике». На республиканском конкурсе заняла первое место, это в 1986 году было. И после этого я пришла работать в хор республиканского радио, которым тогда Борис Мизов руководил. Им как раз был нужен низкий женский голос – альт. Десять лет я проработала в хоре Каббалктелерадио.
А первый мой концерт организовал Ауес Бетуганов, президент Северо-Кавказского Артийского комитета. Он тогда ещё и в Министерстве культуры КБР работал, на республиканском телевидении свою программу вёл. Появились первые студийные записи, популярность начала набирать. Но по-настоящему популярность я ощутила после исполнения песни «JалъынцIыкIур», в переводе на русский «Колечко моё». Интересна история этой песни – мне её фактически «Кабардинка» подарила. Ансамбль «Кабардинка» был на гастролях в Карачаево-Черкесии. И там артисты ансамбля в каком-то селе услышали эту песню, на самом деле это старинная адыгская песня. А потом у меня на дне рождения они её исполнили. И сказали: «Мы дарим тебе эту песню, она как раз подойдёт для тебя».
Я записала «JалъынцIыкIур» на радио, и после её исполнения в эфире действительно ощутила, что стала популярной певицей. Эта песня с тех пор, можно сказать, стала моей визитной карточкой. И ещё песня «Къуажэ школ» очень понравилась людям. В архиве радио КБР эти песни рекорды били по количеству исполнений.
Рассказывает Ауес Бетуганов, вице-президент Мирового Артийского комитета:
− Я как-то в 90-е поехал в Иорданию. Там меня встретил тхамада местной адыгской диаспоры Шараф Абаза. Пока мы ехали в его машине, всю дорогу на магнитофоне звучали песни Асият Аслановой. Он потом возил меня по адыгским сёлам, там звучали эти песни, их хорошо знают, любят. Нет такой страны, в которой живут адыги, где бы не знали песен Асият Аслановой. На республиканском телевидении я вёл тогда музыкальную программу «Мастера искусств – труженикам села». Мы устраивали выездные концерты в сёлах, люди очень просили, чтобы Асият Асланова обязательно приехала.
− А потом я надолго исчезла со сцены, − продолжает Асият Асланова. − Обычная женская история: вышла замуж, родила сына. Другие проблемы и заботы появились.
− Но разве через некоторое время нельзя было возобновить концертную деятельность? Разве сцена не манила?
− Человека, который ощутил запах сцены, внимание зрительного зала, своих слушателей, сцена не может не манить. Это уже, наверное, на всю жизнь, если в человеке есть артистические задатки. Но у меня был очень ревнивый муж, бизнесмен, он не хотел, чтобы я продолжала петь на эстраде. А я очень любила мужа, он для меня был всем тогда. Ко мне приезжали в гости Ирина Крымова, Ольга Сокурова, Дина Харадурова, уговаривали вернуться на сцену, рассказывали, где какой концерт намечается. Мне грустно было, но я отказывалась. Теперь понимаю, какую сделала ошибку. Хочу пожелать начинающим певицам, артисткам, вообще творческим людям не повторять моей ошибки – никогда не забывайте свою мечту! А с мужем мы потом расстались. Не только по этой причине, там ещё и разлучница объявилась – ну, не буду вдаваться в подробности, тяжёлый был момент в жизни. И я благодарна всем людям, которые помогли мне вернуться в искусство. Это мои подруги, певицы, которых я уже назвала, это Светлана Тхагалегова и многие другие люди. А у меня после долгого перерыва появился даже какой-то страх перед сценой, который я преодолевала в себе. Но я всё-таки вернулась. Мухадин Кумахов, который вёл один сборный концерт, как-то в шутку объявил мой выход: «А сейчас выступит наша уходящая и приходящая звезда».
− А какой сейчас творческий этап у певицы Асият Аслановой?
− Сейчас мы работаем вместе с Диной Харадуровой. У нас есть свой арт-центр «Динасия». Делаем ежегодную программу «Два соло». Сравнительно недавно, 20 ноября, сделали совместный концерт. В сентябре я участвовала в Олимпиаде искусств в Сочи, получила золотую медаль и диплом лауреата этого фестиваля. Также стала лауреатом премии «Золотой микрофон» Артиады народов России. Участвовала в концерте «В кругу друзей» в ДК профсоюзов. Гастроли в этом году были разнообразные. Выступала по приглашению адыгской диаспоры в Турции, в Стамбуле. Были концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Абхазии, Адыгее, Осетии. В Москве выступала в концертных залах Театра мимики и жеста, Дома кино. Надо сказать, полные залы были, там сейчас много наших земляков. А в следующем году, надеюсь, сделаю сольную концертную программу, в которую войдёт много новых песен.
− Асият, а как вы подбираете песни для своего репертуара?
− Мне зачастую предлагают песни различные местные авторы. Но для меня главное, чтобы я воспринимала их душой и сердцем. Мне нужно песню пропустить через себя, иначе ничего не получится. У меня сейчас много песен Аслана Лиева, он аранжировщик, поэт-песенник. Также в моём репертуаре песни, авторами которых являются Ольга Сокурова, Ауес Бетуганов, Зоя Афашагова, Валерий Вороков, Дина Харадурова, Фица Канкулов, Зарета Зарамышева. Я очень люблю исполнять и старинные адыгские народные песни. После той удачи с «JалъынцIыкIур», подаренной артистами «Кабардинки», я поняла, что это моё, мне нравится петь такие песни. И в этом плане мне очень помогла звукорежиссёр республиканского радио Рита Башиева. На нашем радио есть богатая, уникальная фонотека. И Рита порой отыскивала для меня старинные народные песни, предлагала взять себе в репертуар.
− Как вы сейчас оцениваете состояние современной кабардинской эстрады, каковы пути её развития?
− Актуальный для меня лично вопрос. С одной стороны можно приветствовать стремление некоторых молодых исполнителей к современным аранжировкам, спецэффектам. Но я не люблю, когда уже известные песни меняют до неузнаваемости. Вплоть до того, что мелодию изменяют, тексты. Разве исполнитель имеет на это право? В кабардинской эстрадной песне, на мой взгляд, всё равно должна звучать национальная гармонь, это придаёт особый колорит, особое звучание нашим песням – зачем их обезличивать? А что касается некоторых новых песен – тут тоже не всё благополучно. Особенно проблемы с текстами – порой встречаются просто абсолютно неграмотные тексты, неотредактированные. В этих случаях, честное слово, можно добрым словом помянуть то время, когда песни для концертных программ утверждались худсоветом Министерства культуры. Некоторым авторам таких песен не мешало бы показывать свои тексты уже признанным поэтам-песенникам. Думаю, ничего зазорного в этом нет, если бы им оказали помощь в редактировании. Но конечно, закрываться полностью от новых веяний на эстраде, консервироваться не нужно.
А ещё абсолютно не приемлю, когда мужчина-певец исполняет песни из женского репертуара. У меня был такой случай, когда на сборном концерте один певец, не буду его называть, исполнил песню из моего репертуара, причём я тоже её на том концерте пела. Правда, он потом подошёл ко мне, извинился, сказал, что его очень просили спеть именно эту песню.
− А кто вам лично нравится из российских или зарубежных эстрадных исполнителей?
− Я люблю лиричные песни. Мне близок репертуар Софии Ротару, Юрия Антонова, Александра Серова. Из молодых Зара нравится. Итальянскую эстраду с юных лет люблю. В своё время, в 80-е годы, мы выросли на итальянской эстраде, которая тогда была суперпопулярной.
− Ваши любимые фильмы, актёры?
− Люблю старые советские фильмы. А любимейший фильм − «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Мне даже подруги звонят, когда видят, что по программе какой-то канал этот фильм показывает. Гурченко там бесподобно сыграла. Из артистов очень люблю Вячеслава Тихонова, в своё время кумира всех девчонок моего поколения, Андрей Миронов – замечательный артист. Артистка Нина Русланова очень нравится. А из новых фильмов мне по душе пришлась картина «Доярка из Хацапетовки».
− Чем любите заниматься в свободное время?
− Люблю вкусно готовить, угощать своих друзей. Готовлю я в основном блюда кабардинской национальной кухни. Говорят, у меня очень хорошо получается. Это от бабушки Маржинат Исмеловны, она нас учила всяким кулинарным секретам. Не зря же две мои сестры профессиональными поварами стали. А ещё очень люблю бывать в горах. В Приэльбрусье стараюсь выезжать при первой возможности. Мне кажется, что горы очищают, оттуда приезжаешь с просветлённой душой.
− О чём мечтает сейчас Асият Асланова?
− Хочу, чтобы мой сын Заур женился, чтобы у меня внуки появились. Сын мой работает, заочно учится в КБГУ. Я счастлива, что у меня есть друзья, которые всегда поддержат меня в трудную минуту. А в творческом плане я мечтаю, чтобы наступило время, когда артисты, музыканты будут получать у нас более реальную поддержку. Некоторые люди думают, что мы, наверное, в деньгах купаемся. Это не так, на самом деле эстрадный певец сейчас должен за свой счёт студийную запись делать, композиторам и музыкантам за аранжировку, аккомпанемент платить, ведь каждый труд должен быть оплачен. А за исполнение наших песен на телевидении, радио мы сейчас никаких гонораров не получаем. Мы можем заработать в основном только концертной деятельностью.
− А чего не любит Асият Асланова?
− Я не люблю, когда люди обманывают, ведут себя нечестно по отношению к другим. Особенно когда это делают мужчины. В людях я больше всего ценю преданность и надёжность.
− Чего вы ждёте от наступающего Нового года?
− Ну, конечно же, как и все мы, жду счастья, удачи, воплощения творческих замыслов. Пользуясь случаем, хочу пожелать здоровья и счастья всем людям нашей республики! Хочу, чтобы мы не унывали. Я люблю такую фразу: «Живите и радуйтесь, любите, но не ошибайтесь!». Счастья всем!