В понедельник, когда предварительно обсуждалось изменение меры пресечения, обвинение уже не настаивало на заключении этих четверых под стражу.
Судья Верховного суда КБР Аслан Думаев, зачитывая определение суда, отметил, что, несмотря на заявления защиты об ухудшении состояния здоровья многих подсудимых, а также об их сложном семейном положении, суд не видит оснований для изменения им меры пресечения. «Вопрос состояния здоровья подсудимых находится под постоянным контролем суда», – сказал Аслан Думаев.
После продления меры пресечения подсудимые получили возможность выступить с последним словом.
– Я не виноват в тех преступлениях, которые мне приписывает гособвинение. 13 октября 2005 года я оказался у здания УФСИН по не зависящим от меня причинам. Прошу суд поверить мне и подойти объективно. Я уже наказан годами, проведёнными в СИЗО, – заявил подсудимый Альберт Бегидов.
Мурадин Карданов, работавший до октября 2005 года на Центральном рынке Нальчика, напомнил суду, как полрынка отправились в отделение милиции, чтобы засвидетельствовать, что 13 октября постоянно видели Карданова на рынке. «Я не боюсь наказания, но не совершал того, что мне приписывают», – заявил Карданов.
Подсудимый Аслан Кучменов высказал сожаление по поводу того, что случилось, но заметил, что не является ни членом незаконного вооружённого сообщества, ни какой-либо банды. «Я простой верующий, – заметил Кучменов. – И надеюсь на объективный приговор суда».
– Домой хочу! – сказал подсудимый Тохов.
– Я ранен бедой, происходящей в наше время с нашей республикой, до глубины души. Каждый день кого-то убивают и сажают. Мы можем стать свидетелями точки невозврата. Республика находится на грани внутренней катастрофы, – заявил подсудимый Анзор Машуков.
Самое продолжительное последнее слово было у подсудимого Эдуарда Миронова, хотя он, по его словам, «и не готовился, и не собирался выступать». В своём выступлении Миронов проанализировал причины событий 2005 года, утверждая, что всё началось в конце 90-х, возлагая вину на группу провокаторов, которые «сейчас неплохо живут и хорошо себя чувствуют». «Их фамилии известны, но что-либо доказать мы не смогли», – заметил Миронов.
Подсудимый Ислам Тухужев высказался конкретнее: «Бывшему министру внутренних дел КБР Шогенову нужна была маленькая победоносная война на территории республики, и он её сделал».
На скамье подсудимых находятся 57 человек. Каждому из обвиняемых инкриминируется более 10 преступлений: терроризм, бандитизм, участие в вооружённом мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства.
В ноябре позапрошлого года дело одного из подсудимых – Сараби Сеюнова, заболевшего в тюрьме туберкулезом, – было выделено в отдельное производство.
По данным следствия, в результате нападения боевиков на Нальчик 13 октября 2005 г. были убиты 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также 15 гражданских лиц. Кроме того, пострадал 131 сотрудник правоохранительных органов и силовых структур и 92 гражданских лица. В результате боевых действий было повреждено и уничтожено имущество юридических и физических лиц на сумму более 54,8 миллиона рублей.