Это эпиграф к фильму «В поисках утраченного», который несколько лет назад был снят телекомпанией «Нальчик». Кто не смотрел – рассказываю.
Начинается он с таких слов: «В 1282 году баскак татарский курского происхождения позвал черкес из Бештау или Пятигорска. Тут они построили городок, или небольшую крепость, и назвали его Черкассы».
Популярная энциклопедия поясняет, что Черкассы (укр. Черкаси)— город на Украине, областной и районный центр Черкасской области. Расположен на правом берегу Кременчугского водохранилища, построенного в среднем течении Днепра. Сыграл значительную роль в формировании казачества. Местные жители принимали непосредственное участие в Хмельничине и Колиивщине. Численность населения – 285 тыс. человек.
Историки отмечают факт переселения черкесов на территорию современной Украины еще в X-XI веках и последующих столетиях. Первые переселенцы с Кавказа на юге России постепенно уступили место малороссиянам, но название местности сохранилось.
По словам сотрудника Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого В. Мельниченко, существуют разные версии происхождения города и его названия. Наиболее ходовая – в конце XIII века курский князь, к владениям которого прилегала территория современной Черкасской области, нанял для охраны границ своей земли группу выходцев из Черкесии, которые передали малороссам свою любовь к свободе, ненависть к холопству.
Профессор, доктор филологических наук Джамалдин Коков, как и исследователь украинской ономастики Борисенко, считают, что от выходцев с Северного Кавказа унаследованы многие слова, в том числе и ряд украинских фамилий адыгского происхождения – такие, как Абаз, Бабий, Бабийчук, Шемет, Шахрай и другие.
И это не удивительно: ведь историки доказали, исследуя историю Запорожского казачества, что территорию городов Канев, Черкассы когда-то населяли косоги – к югу от Киева. Они жили в мире с приднепровскими полянами и славянами, защищая себя и их от общей опасности внешнего вторжения.
Директор национального историко-культурного заповедника «Чигирин» В. Полтавец считает, что взаимопроникновение культур украинского народа и народов Северного Кавказа уходит в глубь тысячелетий, потому что культуры киммерийского периода, скифов, раннеславянская, черняховская переплетены. В краеведческих музеях Черкасской области хранятся сбруя и другие предметы, связанные с культурой Северного Кавказа – предметы, найденные в археологических раскопах. На картах европейских и тех, что хранятся в заповеднике, центральная часть Днепра обозначена как Черкесы.
– Я был бы рад, если бы наши ученые совместно со специалистами вашего региона занялись исследованием этой темы, – говорит в фильме директор заповедника. – В моем родном селе, как и в других, есть люди с фамилией Черкес. Это неспроста – по Приднепровью передвигались массы народов и культур. Думаю, что жители Кавказа могут найти свои корни и в благословенной Украине.
Начиная с киеворусских времен, киевские князья ходили в походы и старались переселить на свои земли представителей Северного Кавказа. Такую политику вел, например, Ярослав Мудрый. Вполне возможно, что с ним могли прибыть сюда и кабардинцы. Связь жителей этих территорий с Кавказом прослеживается в области этнографии, схожи фамилии, слова, обряды. Пчела – бжэ по-кабардински, бжелка по-украински. Джэгуако – распорядитель танцев, вечера, устроитель праздника. В Черкасской области весельчак, заводила, затейник – джигун. Народы имеют исторические связи – следовательно, сходны топонимы, названия географических объектов. В XIX веке великий украинский поэт Тарас Шевченко обращался к сынам Кавказа со словами приветствия, когда они вели освободительную войну.
В Черкассах есть колоритный микрорайон, который до сих пор называют Казбек. Горожане рассказывают, что казбекские мужчины отличаются бойцовским характером, а женщины особой статью, дородностью. Микрорайон расположен на самом берегу Днепра, то есть поселение старинное, ведь люди всегда селились у рек, у воды. До строительства водохранилищ, когда Днепр был в своем нормальном русле, мужчины постоянно охотились в плавнях, это было их привычным, традиционным занятием.
В большой этнической массе малый элемент быстро растворяется. Черкесов как таковых в Черкассах уже нет, они ассимилировались, но передали окружающим черты своей культуры, в том числе и черкеску, которую носили воины армий разных стран и эпох. Облик некоторых здешних жителей поражает сходством с нашими земляками-кавказцами – черные брови, карие очи.
Мир тесен. Существует теория, что все люди на Земле родственники максимум в четырнадцатом колене. Может, правда?