Обязательства без денег

Зачастую власть одной рукой дает, а другой отнимает

«Социальная политика, которую проводит государство на данном этапе, затрагивает интересы лишь небольшой части семей», - считает активистка движения за права женщин Зоя Фокичева. Она делится своими мыслями о социальном положении граждан в нашем государстве.

Зачастую власть одной рукой дает, а другой отнимает

Данные из Толкового словаря Сергея Ожегова: «Поддержка» – помощь, содействие.

«Гарантия» – ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение).

Давно назрела кардинальная пенсионная реформа: ведь в бюджет не закладывают суммы, которые могли бы покрыть для пенсионеров реальный уровень инфляции. Если, скажем, «во дворе» реальный уровень инфляции составляет 13-15%, то официально объявленный властью – 6-7%.

Есть законы, которые не то что пользы не приносят пожилым людям, а зачастую вредят им. К примеру, печально известный Закон «О замене социальных льгот денежными компенсациями», действующий с 1 января 2005 г. Реформу не зря окрестили монетизацией льгот. Последствия этого закона, который привел к массовому протесту, до сих пор нам аукаются.

На фоне наступление на полномочия регионов, которые за последние годы существенно урезаны, вдруг началась активная передача на уровень субъектов расходных финансовых обязательств. Теперь республики, края, области обязаны финансировать львиную долю социальных льгот, при этом совершенно не учитываются реальные их возможности. К полномочиям субъектов отнесены вопросы, связанные с семьей с детьми. Это при том, что постоянно дорожают услуги ЖКХ, вводится платное дошкольное и школьное образование.

Что хорошего дал нам этот закон? А то, что государственные социальные гарантии заменили государственной социальной поддержкой. Теперь «поддержка» оказывается только при наличии у субъекта федерации финансовой возможности. Поэтому вряд ли сегодня можно винить субъекты в неисполнении своих обязательств по ряду социальных программ, переданных им без соответствующего финансового обеспечения.

Наиболее обеспеченные субъекты смогут выдать денежную компенсацию, по сумме приближенную к федеральной, остальные же вынуждены идти на принятие «нестандартных» решений. Потому и возникают проблемы с льготным лекарственным обеспечением, путевками в санатории. А с 1 октября текущего года в республике отменен и единый проездной билет льготникам.

В результате реформы ЖКХ с 1 января 2009 г. – по замене натуральных льгот денежными компенсациями – люди не получают и половины того, что имели. Многие пенсионеры стали получать небольшие денежные компенсации, которые увеличили их доход, но лишили права на жилищную субсидию.

Внесенный 11 марта текущего года в Госдуму в первом чтении законопроект о снижении максимально допустимой величины расходов на коммунальные услуги в бюджете семьи с 22 до 10 процентов не нашел поддержки депутатов и был ими отклонен. Причина – отсутствие средств.

Зачастую власть одной рукой дает, а другой отнимает. Почему инвалид по состоянию здоровья, имеющий пожизненную группу, не может получить льготу, положенную ему как репрессированному? Дают только одну из льгот по выбору – или как инвалиду, или как репрессированному. Но это же разные основания! Человек насильно депортирован, ему причинен немалый физический, материальный и моральный ущерб. Тогда для чего написан Федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов»? Почему пострадавший должен стоять перед выбором, когда по закону ему полагаются обе льготы? Такие непродуманные и не подкрепленные финансовыми источниками законы вызывают недоверие и неуважение к существующей системе власти.

До сегодняшнего дня сохраняется большая несправедливость в отношении большинства пенсионеров, имеющих солидный трудовой стаж, но не пользующихся статусом «Ветеран труда». Сегодня стать ветераном труда можно только при наличии государственных наград или ведомственных знаков отличия.

Во многих субъектах отошли от таких условий, и наряду с государственными наградами учитывают и трудовой стаж. А в некоторых регионах учитывают только трудовой стаж, как было в советское время.

Думаю, было бы справедливо, если бы парламент нашей республики, следуя примеру других регионов, внес изменения в Закон КБР №57-РЗ от 28 июля 2006 г. «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и таким образом расширил круг лиц, которым может быть присвоено это звание.

Нынешнее социальное законодательство несовершенно и нуждается в серьезной экспертизе. Социальная система государства только создается, но власть уже всенародно заявила, что берет на себя выполнение своих социальных обязательств. У страны для этого есть все ресурсы, нужна только политическая воля и стремление власти твердо и целенаправленно довести до конца обнародованные стратегические планы, чтобы они не остались одними пожеланиями и декларациями намерений.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру