Оказалось, выставка заезжая, привозная. 205 экспонатов прибыли на Кавказ с берегов Волги, из Нижнего Новгорода. Организатор Владимир Владимиров уверяет, что среди них немало подлинников, хотя есть и очень похожие на них копии – средства наказания в школах Древней Руси, например. Страшно – аж жуть!
Кольчуги, латы, мечи, рогатые шлемы викингов и нерогатые невикингов и прочие доспехи, которые носили в средневековой Европе, на Руси и на Кавказе. Картинки то ли из «Витязя в тигровой шкуре», то ли с поля Куликова.
ВВ поясняет, что барон Жиль де Рэ, сподвижник Жанны д’Арк, расплачивался за дорогие доспехи целыми селениями – вместе со скотом, домашними животными и людьми.
Негативище
Муравейно мелкие оловянные солдатики на фоне большой средневековой крепости делают вид, что сражаются во главе с гроссмейстером ордена тамплиеров Жаком де Моле.
А дома храбрых воинов ждут верные жены. И как им быть неверными, если, уходя на войну, не уверенные в добродетельности своих вторых половин супруги заковали жен в пояса верности? На репродукции портрета Изабеллы Кастильской – дама в длинном пышном платье. Подразумевается, что под ним – тот самый поясок…
Правда или нет, но ВВ уверяет, что пояса верности были известны еще в Древней Греции. Их надевали на прос… Простите, на гетер бдительные сутенеры. Позднее мода так понравилась мужчинам, что к Средневековью их стараниями распространилась довольно широко.
Еще один замок – гораздо крупней – замыкал деревянные позорные колодки. Ну и дикость это Средневековье! Увидишь все это – и начинаешь сознавать, какой ты счастливый: и в школе тебя розгами не секут, и на городской площади к позорному столбу не привязывают…
Позитивчик
Музыка в выставочном зале необычная, таинственная и тревожная. Кошмарит посетителей с первого шага. Но добродушный вид экскурсовода успокаивает. У входа, для самых маленьких, с ранимой, трепетной душой – яркие куклы разного размера: обожаемый всеми Джек Воробей, костлявый Кощей Бессмертный, очень похожий на Дмитрия Нагиева, и ряд миниатюрных красавиц, одетых в народные костюмы разных российских губерний. Впереди – фигурки, изображающие Ивана Грозного и одну из его жен Марию Темрюковну.
– Это своеобразный подхалимаж?
– Нет, – отвечает ВВ, – просто мы в теме.
Увлекательным музейным делом Владимир Владимиров занялся случайно. Бывший морской офицер по окончании службы быстро сделал гражданскую карьеру, но однажды оказался на выставке восковых фигур и… запал! Будто молнией поразило. Бросил все и ушел в экскурсоводы.
Молниеносный
Когда-то давно для экспозиции в окружном доме офицеров под его руководством была собрана неплохая коллекция подлинных вещей – наград, предметов быта, макетов кораблей и орудий, оружия, образцов военных мундиров и прочая, и прочая. С развалом страны, дефолтами и кризисами ею никто не захотел заниматься, и инициатор взял на себя труд вдохнуть жизнь в собрание, добытое большим трудом и немалыми средствами:
– У меня много выставок – например, «Нестеров, Чкалов, Гагарин». В прошлом году, когда отмечалось 50-летие первого полета человека в космос, она пользовалась большой популярностью и может быть вновь представлена в любой момент – даже в любой школе. О Гагарине школьники что-то слышали, но о Нестерове и Чкалове большинство не имеет представления. Просветительская миссия – одна из задач той деятельности, которой я занимаюсь. Еще в военном училище во время увольнений ходил к ветеранам Великой Отечественной войны и приглашал их в гости с рассказами о прошлом. Товарищи в кино идут, а мен тянуло к истории, познанию прошлого. В Анапе сейчас действует передвижная выставка «Рыцари-тамплиеры». Есть в нашем арсенале экспозиция «История в войнах», где батальные сцены представляют оловянные солдатики. Эти солдатики хорошо «выстрелили», и возникла идея организовать выставку «300 лет российскому флоту» – с макетами кораблей, морской атрибутикой, парусниками… Потом «Форма и одежда победителей» – к юбилею Великой Победы. Так одна выставка порождает другую. Экспонат и персонажи живут, общаются между собой, со мной и посетителями, и нам здорово всем вместе. Приходит группа или два посетителя, мы проводим экскурсию по времени и событиям. В выставочном зале не должно быть и не бывает тихо. Я занимаюсь своим любимым делом, и каждый раз, когда вижу огонек в глазах визитеров, даю им урок истории. Надеюсь, что интересный.