Уроки нравственности

В кавказской республике проходит конкурс сочинений о русских учителях

 

В многонациональной Кабардино-Балкарии уже второй год к Дню славянской письменности проводится конкурс сочинений «Мой русский учитель». Студенты и школьники республики пишут о русском учителе, оставившем след в сердцах их бабушек, дедушек, знакомых, соседей.

В кавказской республике проходит конкурс сочинений о русских учителях

 

Эпиграфом проекта служат строки знаменитого балкарского поэта Кайсына Кулиева: «Мне в сердце запали уроки, когда я впервые постиг зовущий, как мир, и широкий, чарующий русский язык». Сейчас список героев написанных сочинений состоит из 54 имен русских учителей, работавших в городских и сельских школах республики.

Идея проведения этого конкурса принадлежит Светлане Башиевой, заведующей кафедрой русского языка и общего языкознания института филологии Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.М. Бербекова, а реализацию она получила в Научно-образовательном центре русского языка и культуры, которым руководит доцент кафедры Т. Чепракова.

У профессора Башиевой особое отношение к русскому языку. «Мои родственники во время депортации балкарцев попали в село возле Иссык-Куля, в котором тогда в основном жили русские. Среди них было много казаков, сосланных в 20-е годы. Нашими соседями, с которыми сложились очень близкие отношения, были Колесниковы и Балыба. Когда балкарцам разрешили возвращаться, мы оказались в селе Кичмалка. Через некоторое время старик Колесников, которому было уже лет семьдесят, будучи в санатории в Кисловодске, приехал нас навестить, держа в руках авоську с вафлями для нас. С тех пор к вафлям у меня особое отношение. Так что и балкарский язык, и русский я усваивала одновременно», – рассказала Светлана Конакбиевна.

В школе произошло её знакомство со стихами Лермонтова, затем – с творчеством Анны Ахматовой, а потом она уже не представляла жизни без русского языка и литературы, поэтому выбор профессии был предопределён ещё в детстве. Светлана с большой благодарностью хранит в душе добрую память о своих учителях – Эдуарде Борисовиче Жижкове из Кирова и Таисии Михайловне Яхно из Пятигорска.

– На каждом уроке Таисия Михайловна записывала на доске десять слов из словаря Ожегова с дефинициями, тем самым, как я сейчас уже понимаю, вбивала в нас лексику. Я пыталась найти своих учителей, но не смогла. Обращалась даже к коллегам из ПГЛУ, потому что Таисия Михайловна была выпускницей этого вуза, – сказала Светлана.

По её мнению, сочинения – это то, чем сегодня многие могут выразить свою глубокую благодарность учителям, по-настоящему открывшим для них русский язык, учителям, которые, по её разумению, ежедневно совершали гражданский подвиг.

– Представьте себе, как нелегко было им, в основном молодым женщинам, приехать сюда, не зная языка, обычаев, жить в съемных комнатушках с печным отоплением, готовить пищу на керосинке, вечерами при свечке проверять тетради, а утром колоть дрова, топить печь, а затем идти в школу.

Через короткое время они становились активными членами социума, изучали кабардинский, балкарский языки, учились готовить национальные блюда, выходили замуж в этих же сёлах. Некоторые из них нашли свою вечную обитель на этой земле. Что человек может дать человеку? Каплю тепла и уважения, – говорит она. – Это тепло и благодарность проходят красной нитью через каждое сочинение, поэтому уверена, что конкурс имеет и колоссальное воспитательное значение.

«Жизнь и просветительская деятельность целой плеяды учителей русского языка и литературы – свидетельство душевного порыва и неуклонного движения навстречу тем, кому они привезли слово Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого, и от кого они услышали и передали многим своим ученикам слово Кулиева и Шогенцукова, Кешокова и Мечиева», – так начал свою работу студент факультета информатики и управления Ибрагим Анзор Субхи.

«Русские учителя, приехавшие в нашу республику, внесли огромную лепту в бурное развитие Кабардино-Балкарии в ХХ веке. Блистательная плеяда кабардинцев и балкарцев, воспитанная этими учителями, вошла в историю нашей республики и России. Поэты, академики, учёные, врачи, политики, депутаты – моих знаменитых земляков не счесть», – пишет в своём сочинении ученица 7-го класса средней школы с. Псыншоко Мария Курдугова.

«В нашем семейном альбоме бережно хранится одна фотография. На ней – красивая молодая девушка. У неё безумно выразительные глаза. Я её никогда не видел, но знаю, кто она. Она – человек, определивший судьбу моей мамы. Она – учитель русского языка и литературы. Она – человек, оказавший самое важное влияние на мою маму. Она – Ирина Александровна Щербакова. В 2010 году мама, Лариса Ибрагимовна Шомахова, стала победителем конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». Свою победу она посвятила ей, Ирине Александровне», – читаем в сочинении ученика 9-го класса Терской школы Алима Шомахова.

Дмитрий Сковородников, учащийся 9-го класса школы села Заречное Прохладненского района КБР, прислал на конкурс рассказ своей учительницы Аминат Хакимовны Рахаевой, выпускницы Герпегежской средней школы, чья жизнь изменилась после того, как в Герпегеж приехали по направлению две русские учительницы: Анна Николаевна Жукова и Надежда Александровна Левицкая. Анна Николаевна была потомком сосланного на Кавказ декабриста и очень гордилась этим, а Надежда Александровна была родом из Белоруссии. Даже убелённые сединой старейшины села относились к ним с особым почтением, ведь они привнесли в спокойную, размеренную жизнь отдалённого балкарского села новую, свежую струю, а вместе с ней и великую культуру великого русского народа. По-разному сложились их судьбы. Надежда Александровна впоследствии вышла замуж за местного парня, а Анна Николаевна (ей сейчас 85 лет, и она уже не ходит) живёт у своей бывшей ученицы Зои Ульбашевой, которая вместе со своими детьми и внуками ухаживает за ней.

Темирлан Байказиев, девятиклассник из с. Жемтала, написал о Клавдии Петровне Монаковой, добрую память о которой хранит его бабушка из Зарагижа: «Мне казалось, что я хожу в школу только из-за Клавдии Петровны. С каким удовольствием я «купалась» в её тангенсах и котангенсах! Я и сейчас готова доказать теорему Пифагора. Разве Клавдия Петровна учила нас только задачки решать? Часто мы собирались у неё дома. В классе нас было семь девочек. Она всех нас научила шить себе платья, разводить цветы… Почти всё, что ты, Тамик, с таким удовольствием уплетаешь – и блины, и пироги, и сырники, – всему я научилась у неё. Как она вместе с нами пела кабардинские песни! Научилась говорить по-кабардински, да ещё с таким милым акцентом». Клавдия Петровна более полувека прожила в с. Зарагиж и нашла там свою последнюю обитель. После рассказа о ней Темирлан сказал своей бабушке: «А знаешь, я обязательно схожу с тобой этой весной на кладбище, куда ты ходишь каждый год, чтобы убирать могилы своих родителей и Клавдии Петровны. Моя милая, добрая нана, если бы я нашёл «Горячий камень» Гайдара, то обязательно принес бы тебе и заставил разбить его, чтобы вернуть, хотя бы ненадолго, твои школьные годы и твоих учителей».

Разве можно читать эти строки без слёз! И так в каждом рассказе о 54 учителях, 54 разных судьбах, которые объединены одной идеей – идеей созидания, нашедшей воплощение в судьбах тысяч человек.

– Русские учителя заложили основы системы образования в республике, дали первый толчок становлению национальной интеллигенции. По моему разумению, это был беспрецедентный подвиг, – продолжает Светлана Башиева. – У наших народов уважение – это основа толерантности. Кризисы в обществе порождаются отсутствием уважения к другому человеку, другой культуре, другому языку. Уроки нравственности и милосердия, доброты и духовности, которые получили участники конкурса благодаря рассказам об учителях, записанным ими, дорогого стоят, – считает она. – Сейчас к нам обращаются многие жители республики, для которых русский учитель стал идеалом человека высокой культуры и образцом интеллигентности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру