Николай Цыган: «Футболисты играют ради болельщиков»

Нальчикский «Спартак» помимо всего прочего всегда славился хорошими вратарями.

В Нальчике начинал футбольную карьеру голкипер сборной СССР Владимир Беляев. И в последующем пост №1 в нашей команде доверялся только мастеровитым вратарям.

Нальчикский «Спартак» помимо всего прочего всегда славился хорошими вратарями.

Болельщики помнят имена надёжных стражей ворот нальчикского «Спартака» Анатолия Алдышева, Николая Кокорина, Заура Хапова, Хасана Биджиева, Сергея Кращенко, Александра Чихрадзе и многих других.

Учитывая, что в Нальчике толк во вратарском мастерстве знают, плохого голкипера со стороны не позовут. Перед началом нынешнего чемпионата в «Спартак-Нальчик» из ярославского «Шинника» перешёл вратарь Николай Цыган. О том, как складывался его футбольный путь, как идёт адаптация в новой команде, мы с Николаем разговариваем в беседке на территории базы нальчикского «Спартака». На то ведь она и беседка…

– Николай, откуда ты родом, где осваивал футбольные азы?

– Мой родной город – Николаев, это на Украине. Портовый город. Раньше футбольная команда там называлась «Судостроитель», сейчас просто ФК «Николаев». Мой отец моряк, судовой механик, мама работает в Управлении по защите прав потребителя. В футбол, как и все, наверное, начал играть во дворе, а в девять лет пошёл записываться в футбольную школу. Сам пошёл, никто меня не уговаривал. И с самого начала стал играть в воротах. Лет до тринадцати полноватый был, но прыгать за мячом, падать не боялся, реакция неплохая – ну, и в футбольной школе во мне увидели задатки голкипера. Первым моим тренером в Николаеве был Владимир Александрович Лёвкин, а с пятнадцати лет я занимался у тренера по работе с вратарями Александра Андреевича Штанухина. В шестнадцать меня уже взяли запасным вратарём в состав команды «Николаев», которая играла во втором дивизионе украинского чемпионата. Тогда основной голкипер у «Николаева» травмировался. В 2001-м окончил футбольную школу и отправился по рекомендации в Москву, в команду «Торпедо-ЗИЛ», которую тогда возглавлял Евгений Кучеревский. Но возникла проблема: меня не могли заявить как иностранного футболиста, которому ещё не исполнилось18 лет. А в 2002 году я перебрался во владикавказскую «Аланию», где и провёл семь лет.

– Кто тебя тогда порекомендовал в «Аланию»?

– В «Торпедо-ЗИЛ» играл футболист Владимир Лебедь. До этого он выступал за «Аланию». А его отец, чемпион СССР 1972 года в составе «Зари» (Ворошиловоград), как селекционер подыскивал игроков для владикавказской «Алании». Вот он и порекомендовал меня. «Алания» тогда проходила сборы в Новогорске, и я отправился туда на просмотр. Взяли, но долгое время находился в резерве: в «Алании» были хорошие вратари: Габулов, Гончаров, Хомич. За «основу» я впервые сыграл в 2005 году, «Алания» тогда выступала в премьер-лиге. За сезон провёл шесть или семь матчей, основным голкипером был Деян Радич. А потом «Аланию», как известно, отправили во второй дивизион за какие-то финансовые нарушения (я до сих пор так и не понял всех тонкостей того разбирательства). Команде пришлось подниматься вновь с самых низов. Тогда я уже был основным вратарём. Вышли в первый дивизион, потом добрались и до премьер-лиги.

– Тебе, парню с Украины, не трудно было освоиться на Северном Кавказе?

– О Владикавказе у меня остались самые лучшие воспоминания. Хороший город, замечательные люди. Здесь несколько другой менталитет. Но родители так меня воспитали, что я следую пословице «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Надо уважать чужие обычаи, традиции, тогда и тебя будут уважать. А если человек этого не делает, ведёт себя вызывающе, по-хамски, тогда у него в любом российском городе возникнут проблемы. Отношение к футболу во Владикавказе, конечно, замечательное. Помню, когда мы в 2005 году обыграли московский «Спартак», люди долго не расходились со стадиона, бурно праздновали победу. Всех футболистов знают в лицо, на улицах при встрече приветствуют.

– Почему же тогда покинул «Аланию»?

– Решил немного сменить обстановку. Пока молодой – можно и другие города посмотреть. Моя супруга Вера тогда ждала ребёнка (она родом из Тольятти, этот город находится в Самарской области). А тут как раз поступило предложение о переходе в «Крылья Советов» от Юрия Газзаева, который тогда возглавил самарскую команду. Он и раньше меня звал в «КАМАЗ» из Набережных Челнов. Но переходить в «КАМАЗ» я не хотел, а «Крылья Советов» – клуб премьер-лиги, решил попробовать. Но, честно говоря, в Самаре у меня не получилось. Сначала меня не могли заявить, потому что у клуба был запрет на дозаявки из-за больших долгов по выплате контрактных условий. В 2010-м сыграл три матча. Местные требовательные болельщики очень любили своего вратаря колумбийца Эдуардо Лобоса. Я играл, пока он был травмирован, а потом Эдуардо восстановился, и я надолго сел на скамью запасных. К тому же в команде сменился главный тренер, пришёл Александр Тарханов. Он привёл с собой в команду вратаря сборной Алжира, сейчас даже не помню его фамилию. На мой взгляд, весьма слабенького голкипера. Но Тарханов постоянно ставил на ворота именно его. Потом, когда Тарханова уволили, этого вратаря сразу убрали. Жил я, кстати, в Тольятти, моя семья и сейчас там. На тренировки и на матчи в Самару ездил на машине. Но я не один такой был: Саша Белозёров тоже живёт в Тольятти, порой вместе ездили.

– В общем, самарская эпопея получилась неудачной, и ты вновь решил сменить обстановку?

– Да, когда ты вместо того, чтобы тренироваться с основным составом, наматываешь в мороз круги по стадиону, это означает, что тебя выживают. В общем, когда поступило предложение, я перебрался в «Сибирь». Мне очень нравится Новосибирск. Если бы я там подольше поиграл, может быть, там бы и жить с семьёй остался. В «Сибири» всё было нормально, команда хорошая, я играл в «основе». Но весной 2012 года сменился президент клуба, у клуба начались финансовые проблемы, встал вопрос о существовании команды. Мэр города Городецкий не дал «Сибири» совсем исчезнуть. Доиграли сезон до конца, в итоге заняли пятое место, немного не дотянули до стыковых матчей. По опросу болельщиков на неофициальное звание лучшего игрока команды я тогда занял второе место. Приобрёл там много друзей. Но вскоре из «Сибири» ушли многие игроки, клуб уже не мог себе позволить большие затраты. И тогда Юрий Газзаев вновь позвал меня, уже в ярославский «Шинник».

– Что-то не везло тебе на клубы, ведь в «Шиннике» история с финансированием повторилась.

– Я бы не сказал, что так уж не везло. И в Новосибирске, и в Ярославле в игровом плане, в общении с коллективом всё было нормально. А вот с финансированием – да, проблемы были. Таков сейчас российский профессиональный футбол. В «Шиннике», оказывается, у клуба набежала огромная сумма долгов. Прошлый сезон «Шинник» поначалу проводил неважно. Но зимой сменился главный тренер, пришёл Александр Побегалов, провели хорошие сборы. По-моему, весной мы набрали едва ли не больше очков, чем за все прошлогодние матчи. В результате заняли десятое место. По голосованию болельщиков на официальном сайте клуба я был признан лучшим игроком команды.

– Видно, что мнение болельщиков тебе далеко не безразлично…

– Конечно, а как может быть иначе? Футболисты в первую очередь играют ради болельщиков.

– Теперь ты игрок нальчикского «Спартака». Чем объясняется этот выбор?

– Мне позвонил Сергей Кращенко, тренер по работе с вратарями нальчикского «Спартака». Спросил, есть ли желание играть за «Спартак-Нальчик». Желание такое было. Ведь нальчикский «Спартак» – это известный, серьёзный клуб. Команда несколько лет выступала в премьер-лиге, сейчас играла в стыковых матчах, ставит перед собой высокие цели. В такой команде интересно играть, хочется помочь в достижении поставленных задач.

– Как освоился в новой команде?

– У меня, в общем-то, не бывает проблем с психологической акклиматизацией. Нормальная команда, в коллективе хорошая, дружеская атмосфера. С кем успел подружиться? Ну, больше всего, наверное, с Костей Гарбузом, что не удивительно: ведь мы соседи, оба живём на базе «Спартака». Алексея Медведева знаю ещё по Сибири, хорошо общаемся с Джудовичем. В принципе со всеми нормальные отношения. Отметил бы, что с местными молодыми футболистами приятно общаться – нормальные, воспитанные ребята. Кстати, на мой взгляд, хорошо оснащённые в техническом плане.

Достопримечательности вашей республики я ещё не успел посмотреть. Сразу, без раскачки нужно было втягиваться в сезон, было не до экскурсий. Я в Нальчике дальше «Галереи» и не выходил пока никуда. Жена с дочкой Софьей остались в Тольятти. Может, перевезу потом сюда, у меня контракт с клубом на два года.

– Дебютный матч с «Мордовией», наверное, вряд ли приятно вспоминать? Два пенальти, после назначения второго тебя удаляют с поля. Слова о том, что с такими действиями арбитра ты сталкиваешься впервые, были сказаны на эмоциях?

– За свою футбольную карьеру я многое видел, но лично со мной такая вопиющая несправедливость со стороны арбитра, пожалуй, впервые. У меня дней десять после того столкновения с нападающим «Мордовии» рассасывалась шишка на голове. Он мне чуть бутсой в висок не заехал, а оказывается, это я правила нарушил! Мало нам пенальти, так арбитр мне ещё и красную карточку показывает. Но сейчас с судьями спорить бесполезно, а они порой трактуют игровые эпизоды по каким-то отдельным, своим правилам.

– А как в целом оцениваешь начало сезона для нальчикского «Спартака»?

– Признать старт чемпионата удачным, наверное, нельзя. Могли набрать на 3-4 очка больше. В Санкт-Петербурге должны были победить «Динамо». И у «Алании» дома могли выиграть. Хотя Владимир Газзаев, оказывается, посчитал, что его команда была ближе к победе. Где же ближе, если у нас голевых моментов было гораздо больше?!

– Ты сказал, что хочется решать с командой серьёзные задачи. Но ведь официально задача команды на сезон не была озвучена…

– Если официально не делается громких заявлений, то это не значит, что мы не хотим побороться за выход в премьер-лигу. Например, когда «Сибирь» вышла в премьер-лигу, там перед началом сезона официально такая задача тоже не ставилась. Я слышал, что и в Нальчике так же было в своё время. Наш тренер Тимур Шипшев правильно говорит, что нужно по-боевому настраиваться на каждый матч. Сезон у нас будет непростой. Я считаю, что уровень ФНЛ сейчас вырос. В дивизионе много крепких команд. А против нальчикского «Спартака» все играют с особым настроем: престижно обыграть команду, совсем недавно выступавшую в премьер-лиге.

– А кто из вратарей, полевых игроков в мировом футболе тебе импонирует?

– Из вратарей нравились Ван дер Сар, Оливер Канн. Из полевых игроков – Зидан, Роналдо.

– Давай немного отвлечёмся от футбола. Какие у тебя увлечения в свободное время?

– Люблю читать книги. Достоевский нравится, Пастернак, Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» перечитывал несколько раз. В свободное время могу посмотреть хороший фильм, хотя киноманом себя не назвал бы. Из любимых фильмов – «Гладиатор», «Троя». Ещё нравится фильм «Каждое воскресенье» – про американский футбол. Люблю советскую киноклассику. Нравится «Собачье сердце» с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Музыкальные пристрастия? В основном рок-музыка: «Король и шут», «Ария», «Металлика». А ещё я в Тольятти очень увлёкся хоккеем – это же хоккейный город. Когда просматриваю газету «Спорт-Экспресс», меня больше привлекают материалы про хоккей. Брат моей жены занимался хоккеем, играл за дубль тольяттинской «Лады». Он научил меня кататься на коньках. Хочу как-нибудь попробовать встать на ворота в хоккейном матче.

– А цыганскую музыку любишь?

– Нет. Романсы – не мой любимый жанр. А фамилия у меня украинская. Мой отец – украинец, мама – русская. Дед как-то рассказывал, что происхождение фамилии от того, наверное, что в нашем роду все были смуглые. А может, и был кто-то в роду из цыган?

– Может, хочешь что-то сказать болельщикам через нашу газету?

– Да. Как я уже сказал, мы играем ради болельщиков. Нам очень нужна их поддержка! Возможно, мы сами виноваты в том, что сейчас на матчах мало народу. Но мы постараемся сделать всё, чтобы вернуть болельщиков на трибуны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру